Судебное урегулирование налоговых споров

Предлагаем информацию по теме: "судебное урегулирование налоговых споров". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Обращение в арбитражный суд в соответствии со ст. 4 АПК РФ осуществляется в форме:

  • искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23 АПК РФ.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (п. 2 ст. 197 АПК РФ).

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
  • нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
  • создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 ст. 125 АПК РФ.

В соответствии со ст. 199 АПК РФ в заявлении должны быть также указаны:

  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ.

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ).

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 273 АПК РФ). Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ).

Читайте так же:  Детальный обзор статьи 21 фз «об исполнительном производстве» - свежая редакция (скачать)

В ситуациях, когда на этапе досудебного регулирования вопрос разрешить не удалось, у заинтересованных лиц есть возможность подать исковое заявление в суд. Вопросы судебного урегулирования налоговых споров содержаться в арбитражном процессуальном законодательстве РФ (АПК РФ).

Исковое заявление в арбитражный суд нужно подавать по всем правилам закона. Так, например, иск должен быть составлен на бумаге, в письменном виде и включать в себя:

  1. Информацию о суде (наименование, адрес).
  2. Информацию о лице, который подает в суд (истец) – ФИО, адрес, контактные телефоны, адрес электронной почты.
  3. Информацию о лице, на который истец подает в суд (ответчик) – ФИО, адрес, контактный телефон, электронная почта.
  4. Допущенное нарушение.
  5. Основания, подтверждающие правоту истца и ссылки на соответствующее законодательство.
  6. Сведения о соблюдении досудебного порядка разрешения налогового спора.
  7. Требования истца.
  8. Список прилагаемых документов.

Арбитражный суд в срок до 5 суток рассматривает вопрос о принятии иск к своему производству, но могут быть приняты и иные решения:

  • Оставление без движения.
  • Возврат иска.
  • Отказ в принятии.

Если суд принимает дело к своему производству, то вскоре будет назначено судебное заседание, на котором и будет разрешен налоговый спор.

Судебная практика по налоговым спорам – довольно весомый аргумент для арбитражного суда, так как именно на нее опирается судья в тех случаях, когда в законодательных актах возникают противоречия или коллизии.

Высший арбитражный суд в постановлении Пленума объединил часто возникающие вопросы и тем самым пресек возможную двусмысленность. Данный документ резюмирует следующие положения:

  • Если при взыскании с налогоплательщика штрафа или пени он никак не оспорил существующий факт, то это не значит что лицо согласно с предъявленными к нему требованиями.
  • При рассмотрении налоговых органов Арбитражный суд настоятельно рекомендует проверять сроки исковой давности.
  • Если на момент подачи иска будет установлено, что жалоба рассматривается в административном порядке, то суд будет вынужден приостановить рассмотрение дела до тех пор, пока не будет принято решение в вышестоящем органе ФНС.
  • Решение ИФНС о взыскании налога по своей сути будет являться исполнительным документом.
  • При рассмотрении дел о возврате налогов, пеней и штрафов, которые были излишне уплачены, законодательством РФ нет требований о соблюдении досудебного порядка разрешения налогового спора. Во всех остальных случаях пропуск по неуважительной причине сроков на подачу жалобы в высшие органы ФНС свидетельствует о дальнейшей невозможности обращения в суд.
  • Прежде чем обращаться в суд, стороны должны попытаться урегулировать спор в административном порядке.
  • Если ИФНС и налогоплательщик спорят о зачете излишне уплаченных сумм в счет уплаты следующих налогов, то закон также разрешает миновать административный порядок и обращаться сразу в суд.

Рассмотрение налогового спора в арбитражном суде – серьезный и довольно длительный процесс, требующий знаний налогового законодательства. Юристы нашего портала могут помочь вам в разрешении возникших разногласий в вашу пользу.

Андрей Ларин рекомендует:

Cамое важное действие — составление и подача в установленный законом срок заявления в арбитражный суд о признании недействительными решений, требований налоговых органов:

  • о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение;
  • о взыскании с налогоплательщика налога, пени, штрафа;
  • об отказе налогоплательщику в возмещении НДС и применении соответствующей ставки;
  • обжалование иных решений налоговых органов;
  • приостановление безакцептного взыскания недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • представительство в арбитражных судах всех инстанций при рассмотрении налогового спора и на стадии исполнения судебного акта;
  • взыскание судебных расходов и убытков, причиненных незаконными действиями налоговых органов;
  • взыскание и возврат с налогового органа излишне уплаченных налогов.

Судебное урегулирование налоговых споров условно можно разбить на три группы, имеющих индивидуальные процессуальные особенности рассмотрения:

Для всех вышеуказанных категорий налоговых споров необходимо, чтобы лицо, обращающееся в арбитражный суд, (налогоплательщик, налоговый агент, плательщик сборов) обладал статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Документом, подтверждающим этот статус, является копия свидетельства о государственной регистрации (попдпункт 4 пункта 1 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Такие документы в суд налоговый орган может представить самостоятельно, даже если налогоплательщик выступает ответчиком. Важной особенностью налоговых споров является то, что производство в арбитражных судах по налоговым спорам должно возбуждаться по заявлениям, оформление которых отлично от оформления исковых заявлений.

Лицо, обратившееся в арбитражный суд по налоговому спору, называется заявитель. Противоположная заявителю сторона, именуется заинтересованным лицом (статья 40 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Независимо от категории налогового спора все заявления в арбитражный суд должны быть рассмотрены в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления, включая срок на подготовку дела.

Важно иметь вввиду, что статья 200 и пункты 4,5 статьи 215 АПК РФ предусматривают законную возможность арбитражного суда истребовать доказательства, необходимых для рассмотрения дела, у налоговых органов (бывает, что налоговые органы заявляют о незаконности действия суда об истребовании у них доказательств). Однако пункт 5 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ прямо предусматривает возможность истребования доказательств у государственных органом, в число которых входят и налоговые органы.>

Читайте так же:  Как работнику обжаловать дисциплинарное взыскание

Обратившись в Юридическое бюро «Аргументъ» за квалифицированной юридической помощью, юристы юридической компании в короткий строк составят и подадут в суд заявление об обжаловании действий (бездействий, ненормативного акта и т.д.) налогового органа, будут представлять интересы клиента в судах всех инстанций, в том числе и по апелляционной, кассационной жалобе.

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Читайте так же:  Какие товары не подлежат возврату

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров

Налоговые споры возникают между плательщиками и федеральной налоговой службой. По законодательству, разрешение конфликта возможно в нескольких вариантах:

  • Досудебное (мирное) урегулирование – претензии в вышестоящий орган.
  • Арбитражные разбирательства в суде – длительный, но эффективный процесс, в котором важно знать свои права и обязанности.

В данном материале мы расскажем о преимуществах каждого из вариантов.

Обратите внимание! Урегулирование споров в досудебном порядке стало обязательной процедурой согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ ( далее – Закон №153-ФЗ).

Прежде чем обратиться в суд с заявлением, нужно пройти все этапы мирного урегулирования конфликта, обратившись по иерархии (от регионального органа налоговой службы до федерального). Причиной обжалования могут быть:

  • Акт камеральной (выездной) проверки предприятия.
  • Отказ в выплате излишек налога (налоговый вычет).
  • Недоимка и требования по ее уплате.
  • Постановление о взыскании налогов.

Обратиться сразу в суд без досудебного урегулирования спора разрешается только в случае, если федеральный налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный законом срок (п. 2 ст. 138 НК РФ). При конфликтах с органами власти рекомендуем иметь юридическую защиту со стороны адвоката или квалифицированного юриста. Не обязательно заказывать полное сопровождение процедуры, иногда достаточно лишь консультации специалиста, который объяснит ваши права и оценит перспективы дела.

При досудебном урегулировании споров важно соблюдать установленную очередность. При нарушении порядка действий все придется начинать с самого начала, что повлечет нарушение сроков и временные потери, а решение налоговой в это время обретет законную силу. Консультация и поддержка юристов нашей компании позволит решить проблемы по закону и в максимально сжатые сроки.

Этапы урегулирования налоговых споров:

  1. Составление жалобы.
  2. Подача жалобы в налоговую службу по месту регистрации плательщика на вынесенное решение налоговой.
  3. Получить результат проверки вышестоящего органа.
  4. Апелляция в суд отправляется при невозможности разрешения спора в досудебном порядке.

Профессиональные юристы рекомендуют решить спор до начала судебных тяжб, которые предусматривают оплату госпошлины и длительные процедуры проверок. Избежать сложностей можно при юридической грамотности и знании закономерности собственных действий, в чем помогут квалифицированные юристы нашей компании.

Читайте так же:  Каковы возможные причины отказа в регистрации автомобиля

Любые решения налоговых проверок ненормативного характера (на основании ст. 101, ст. 101.4 НК РФ), действия/бездействие должностных лиц можно обжаловать в суде после неудачного досудебного урегулирования спора. Исключение – обжалование актов, принятых федеральной службой по итогам рассмотрения жалоб, включая апелляционные.

Обратите внимание! Несоблюдение установленного законом порядка досудебного урегулирования спора не дает налогоплательщику права возражать при рассмотрении дела в суде или вышестоящих органах без веских причин.

В спорных вопросах лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов нашей компании, которые помогут собрать требуемые документы, правильно оформить возражение и проконсультируют по всем вопросам.

Акт проведенной налоговой проверки может быть обжалован физическим и юридическим лицом. Независимо от ранга и возраста налогоплательщика вести его дела может уполномоченное лицо по доверенности, заверенной нотариусом в соответствии с ГК РФ.

Порядок подачи жалобы в общем и апелляционном варианте схож, что прописано в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ.

Письменный вариант возражений подается в проверяющую налоговую инспекцию по месту регистрации физлица или предприятия. Досудебные споры предусматривают обжалование в срок не позднее установленного по действующему законодательству:

  • акт фискальной службы ненормативного характера – 1 месяц с момента получения документа (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • для вспомогательных мероприятий – 10 дней после срока, указанного в налоговом документе (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В законную силу результат по жалобе вступает с момента его принятия фискальным органом (п. 6 ст. 140 НК РФ). Время на рассмотрение возражения составляет 1 месяц с момента обращения. По итогу принимается одно из возможных постановлений:

  • отказ в удовлетворении возражения;
  • отмена предыдущего результата проверки;
  • отмена части акта налоговой проверки;
  • полная отмена решения и принятие нового.

Новое решение вступает в силу сразу после принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Если возражение не было удовлетворено, то первоначальный вариант вступает в силу сразу после окончания срока обжалования.

В п. 9 ст. 101 НК РФ прописано, что решения обретают законную силу через 30 дней с момента вручения документа. Если получатель пытается всячески скрывается, то документ считается врученным на 6-й день с даты его отправки заказным письмом.

Обжаловать документ можно в отведенный срок до того момента, пока оно не вступило в законную силу. Дальнейшие споры могут дать положительный результат только при наличии весомых доказательств правоты налогоплательщика и обоснованных причин позднего обращения. В данном случае правильно будет воспользоваться помощью юристов нашей компании.

Апелляционная жалоба подается через налоговую в вышестоящий орган, который обязан рассмотреть и ответить заявителю о положительном/отрицательном решении. То, что не оспаривается и не отменяется, вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Если физлицо или юрлицо не согласно с вышестоящим решением, то жалоба на результат апелляционного возражения направляется в федеральную налоговую службу (п. 2 ст. 139 НК РФ) не позднее 3-х месяцев.

По причине отсутствия высшего организационного звена в налоговой обжаловать результат повторной проверки федеральными структурами, а также действие/бездействие должностных лиц можно только в судебном порядке. В данном случае лучше обратиться за поддержкой к опытным юристам.

Если вы пропустили сроки обжалования, и налоговое заключение обрело силу, вы можете подать возражение в течение 1 года. Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ оспаривание решения не отменяет его силы и не приостанавливает его действие.

Если причина пропуска сроков обжалования весомая, то налогоплательщик имеет право ходатайствовать о возобновлении сроков досудебного разбирательства. Документ направляется в вышестоящий фискальный орган, который принимает решение (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Возражения можно подавать в нотариальный орган лично или по почте (ценным письмом с вложением). Факт передачи/приема документа фиксируется подписью представителя налоговой на втором экземпляре для налогоплательщика или уведомлении о передаче письма адресату.

В апелляционной и общей жалобе указывают:

  • Данные налогоплательщика, выдвигающего возражения.
  • Акт налоговой проверки, обжалуемый в данном случае.
  • Данные налоговой, проводившей проверку.
  • Основания для возражений.
  • Требования налогоплательщика (в них вы можете указать на несоответствие действий работника налоговой законам, кодексам, установленному регламенту, требовать отменить результаты проверки или их часть, провести новую проверку и т.д.).

Обратите внимание! В законодательстве не предусмотрены выплаты государственной пошлины в случаях досудебного урегулирования налоговых споров.

Если заявление/жалобы подает законный представитель, то прилагается документ, подтверждающий его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В судебной практике отмечено, что мирное урегулирование споров дает больший результат, чем судебное разбирательство, которое нередко затягивается на недели и месяцы. Среди положительных сторон досудебного решения спора выделим следующие:

  • Упрощенный порядок обращения налогоплательщиком непосредственно в свою инспекцию, которая передает жалобу по иерархии.
  • Рассмотрение происходит в сжатые сроки – 1 месяц с момента обращения, тогда как в суде предусмотрен период рассмотрения иска от 3 до 6 месяцев с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 152 АПК РФ)
  • Безвозмездность спорного решения. Другими словами – гражданин (или юрлицо) не обязан оплачивать госпошлину, которая составляет от 200 до 2000 рублей (для физлиц и юрлиц соответственно). Данный пункт отмечен в п. 3 ст. 333.21 НК РФ.
  • Апелляционная жалоба приостанавливает решение до момента принятия нового.
  • Досудебное урегулирование подразумевает конфиденциальность, что защищает репутацию налогоплательщика.
  • Любое подразделение налогового аудита вправе отменять/изменять решения нижестоящих органов независимо от наличия жалобы по причине несоответствия решения действующему законодательству (ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1 , п. 3 ст. 31 НК РФ).
  • Налогоплательщик при признании нарушений налогового законодательства имеет право на смягчение штрафных санкций.
Читайте так же:  Какие документы нужно оформить после смерти человека

Разрешить спор между налоговой и налогоплательщиком можно самостоятельно или воспользовавшись помощью опытных юристов нашей компании.

Задать любой вопрос по спорам с налоговой вы можете в чате, по телефону или через онлайн-форму на сайте. Первая консультация бесплатна. Юрист расскажет, куда подавать жалобу, как ее лучше составить, оценит законность требований, действий и решений налоговой, соберет доказательства вашей правоты, при необходимости юрист может по доверенности представить ваши интересы в суде.

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России – www.nn46.ru

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

Изображение - Судебное урегулирование налоговых споров proxy?url=http%3A%2F%2Fnn46.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2F1211111

Изображение - Судебное урегулирование налоговых споров proxy?url=http%3A%2F%2Fnn46.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fmenu_2

Изображение - Судебное урегулирование налоговых споров proxy?url=http%3A%2F%2Fnn46.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2Fmenu_3

Изображение - Судебное урегулирование налоговых споров proxy?url=http%3A%2F%2Fnn46.ru%2Findex_files%2Fogrn-inn

Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов ФНС России

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц

Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд.

Обращение в арбитражный суд в соответствии со ст. 4 АПК РФ осуществляется в форме: искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ; жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие):

  • не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
  • нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • незаконно возлагают на них какие-либо обязанности;
  • создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 199 АПК РФ в заявлении должны быть также указаны:

  1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
  2. название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  4. законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
  5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Вступившие в законную силу судебные акты , указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам главы 36.1 АПК РФ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Изображение - Судебное урегулирование налоговых споров 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here