Снос самовольной постройки в москве в административном порядке

Предлагаем информацию по теме: "снос самовольной постройки в москве в административном порядке". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Снос самовольной постройки в административном порядке: как защитить объект в Москве и Подмосковье?

Причины для сноса постройки в административном порядке

В зоне риска находятся объекты, которые обладают следующими признаками:

  1. Нарушены условия использования земельного участка под постройкой;
  2. Участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий. Например, особо-охраняемая природная территория;
  3. Участок расположен на территории общего пользования: площади, дороги, скверы, набережные.
  4. Участок расположен в полосе отвода инженерных сетей. То есть спорная постройка располагается в границах земельного участка, прилегающего к инженерным сетям.

Порядок сноса постройки в административном порядке:

  1. Уполномоченный орган, осуществляя муниципальный контроль, выявляет постройки, обладающие признаками самовольности. В городе Москве выявление таких объектов осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. В Московской области такой контроль осуществляют специальные комиссии и комитеты.
  2. Если выявленный объект попадает в «зону риска», принимается решение о его сносе. В городе Москве такое решение принимается в форме Постановления Правительства Москвы. В Московской области такие решения принимаются в форме Постановления или распоряжения главы муниципального района, на территории которого расположена спорная постройка.
  3. Решение о сносе постройки в административном порядке высылается застройщику и правообладателю земельного участка. Застройщику предлагается снести постройку в добровольном порядке.Такое решение также публикуется в Интернет и размещается на информационном щите у спорной самовольной постройки.
  4. Если самовольная постройка не была снесена в добровольном порядке, она сносится силами и средствами органа, принявшего решение о сносе постройки в административном порядке. В городе Москве непосредственный снос самовольных построек осуществляют Префектуры соответствующих округов и ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги».

Как защитить постройку от сноса в административном порядке?

Необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Собрать документы, удостоверяющие законность постройки. К таким документам относятся: правоустанавливающие документы на земельный участок, проектно-сметная документация на строительство спорной поcтройки, ГПЗУ, разрешение на строительство и пр. В зависимости от стадии возведения объекта и его технических особенностей список документов может существенно отличаться.
  2. Легализовать постройку в административном порядке: получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если такой ввод требуется по закону), зарегистрировать право собственности в Росреестре (если право собственности на постройку подлежит государственной регистрации).
  3. Обжаловать решение о сносе постройки в суде. Срок на обжалование решения составляет 3 месяца с момента, когда правообладатель узнал о внесении такого решения.
  4. Если постройку не удалось легализовать в административном порядке, обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В Москве защита объектов самовольного строительства от сноса имеет свои особенности:

  1. Если Госинспекция по контролю за использованием недвижимости составила акт о незаконном использовании земли, следует обратиться в суд с заявлением о признании действий органа государственной власти незаконным. При наличии правовых оснований, вы сможете признать акт незаконным. Это позволит Вам в дальнейшем эффективнее отстаивать свои права.
  2. Решение о сносе самовольной постройки в Москве принимается в форме Постановления Правительства Москвы. Для исключения такой постройки из перечня необходимо оспаривать нормативный правовой акт. Следует обратиться административным исковым заявлением в Мосгорсуд. Обращаем Ваше внимание, что к административному исковому заявлению должны быть приложены сведения о высшем юридическом образовании заявителя или его представителя.

Административный порядок сноса самовольных построек

Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, а сама постройка подлежит сносу.

До 01 сентября 2015 года принудительный снос самовольной постройки мог быть осуществлен только на основании решения суда.

Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 258-ФЗ внесены изменения в статью 222 ГК РФ и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Изменения, вступившие в действие с 01 сентября 2015 года, наделяют органы местного самоуправления городского округа полномочиями о принятии решения по сносу самовольной постройки во внесудебном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 222 ГК РФ такое решение органы местного самоуправление вправе принять в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

  • в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);
  • на территории общего пользования;
  • в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Таким образом, круг случаев, когда решение о сносе может быть принято в административном порядке, ограничен определенным перечнем видов земельных участков, на которых возведена самовольная постройка.

При этом в течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, обязан направить лицу, осуществившему самовольную постройку, копию этого решения, в котором указан срок для сноса самовольной постройки (устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев). Важно, что срок для сноса самовольной постройки должен определяться в зависимости от ее характера.

Специальные правила установлены в пункте 4 статьи 222 ГК РФ для случаев, если лицо, осуществившее возведение самовольной постройки, неизвестно. Для таких случаев законодатель устанавливает специальный порядок информирования о принятии решения соответствующим органом о сносе самовольной постройки и предусматривает срок, в течение которого постройка не может быть снесена.

Читайте так же:  Какие документы необходимы для получения гражданства рф в упрощенном порядке

Если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, то снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Хотелось бы отдельно обратить внимание, что под «территориями общего пользования» согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Снос самовольной постройки: в административном порядке, по решению суда

Снос самовольной постройки может производиться по различным основаниям в административном порядке либо по решению суда. Связано это, как правило, с отсутствием документов на сооружение либо со сложностью прохождения процедуры его легализации.

Отнести сооружение к самовольно построенному можно при наличии следующих признаков:

  • Оно возведено на земле, на которую отсутствует право владения;
  • Сооружение построено на площади, имеющей другое предназначение и предоставленной для других целей;
  • Оно создано без получения соответствующего разрешения административных органов;
  • Его постройка нарушает нормы градостроительного и архитектурного законодательства;
  • Его возведение угрожает жизни и здоровью иных лиц, а также ущемляет их права.

Положениями статьи 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой может признаваться объект недвижимости, возведенный без согласования таких действий с собственником земельной территории. Основанием для признания такого статуса, в соответствии с определением ВС РФ от 10.03.2016г. №69-КГ14-10 являются нарушения, включающие отсутствие юридического права на участок, необходимых разрешений и нарушение градостроительных и строительных правил.

Все действия по созданию постройки считаются неправомерными, когда определено, что сооружение соответствует хотя бы одному из указанных условий.

Снос незаконно возведенного сооружения может осуществляться в порядке:

  • Административного производства;
  • По решению суда.

Снос самовольной постройки в административном порядке

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке proxy?url=http%3A%2F%2Flaw03.ru%2FContent%2FNewsImages%2FContentImages%2F9df28595-7a92-491e-bace-90ed6b1593ee

Положения статьи 222 ГК РФ закрепляют правовой режим такого строения, а также устанавливают правила его введения в правовые сделки.

В начале 2015 года норма была изменена, что позволило местным муниципалитетам в определенных ситуациях требовать сноса объекта без постановления суда. Теперь его снос выражается в санкции за несоблюдение положений земельного законодательства либо Градостроительного кодекса РФ.

Кстати, в настоящее время разрешено сносить конструкции, которые были возведены при нарушении назначения здания или при выполнении следующих условий:

  • Строительство произведено на территории, где проходят инженерные коммуникации;
  • Использована территория общего назначения, которой может пользоваться широкий круг людей. В неё включаются бульвары, улицы, парки, береговая полоса и прочее;
  • Сооружение возведено на участке, строительство на котором возможно лишь с соблюдением определенных условий.

Органы субъектов федерации, обладающие властными полномочиями, не вправе расширять перечень критериев для признания недвижимого объекта самовольным строением.

Службы местного самоуправления должны известить хозяина самовольного строения о несоответствии его установленным требованиям.

Снос самовольной постройки без решения суда должен быть обоснован. Административный ресурс может быть применен только на основании соответствующего требования органа местного самоуправления, в котором установлены сроки устранения проблемы. Мероприятие производится в принудительном порядке, если нарушители самостоятельно не исправляют нарушение в определенный период.

Даже наличие оформленного права на постройку не может служить препятствием для её сноса, когда выявлены серьезные нарушения законодательных требований, которые не могут быть устранены.

Копию требования по сносу направляют в течение семи дней с момента обнаружения соответствующего правонарушения. За соблюдение срока отвечают сотрудники муниципалитета.

При указании периода, в который необходимо снести сооружение, необходимо учитывать особенности возведенного объекта и его параметры. Принимая решение, контролирующая организация не может превышать свои полномочия.

Обжалование решения органа местного самоуправления

После принятия решения о сносе самовольного строения, лицу, осуществившему возведение такого сооружения, направляется уведомление в течение одной недели, с указанием срока проведения мероприятий, который не может превышать 12 месяцев.

Учитывая, что гражданин заранее ставится в известность о принятом решении, он вправе оспорить вердикт в суде. А судебный орган может приостановить действие оспариваемого документа либо остановить совершение соответствующих действий.

Если субъект, осуществивший незаконную постройку, не найден

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке proxy?url=http%3A%2F%2Flaw03.ru%2FContent%2FNewsImages%2FContentImages%2Fc0a7111b-2f0a-4330-8439-14f90756fc66

​В ситуации, когда такое лицо не выявлено, то в течение недели с момента вынесения решения соответствующий орган обязан обеспечить опубликование сообщения о планирующейся подготовке сноса и размещение такой информации на официальных ресурсах местного муниципалитета и на информационном щите в пределах земельной территории, на которой возведено сооружение.

В такой ситуации, снос осуществляется силами органа местного самоуправления, но не ранее, чем по окончании двух месяцев после размещения извещения о планируемом действии в сети Интернет.

Снесение незаконного сооружения допустимо лишь тогда, когда лицо, его возводившее, не было установлено. Статьей 222 ГК РФ закреплен механизм самостоятельного осуществления административными органами своих решений в отношении самовольных строений, если гражданин незаконно построивший сооружение, не был выявлен.

Если отсутствует какое-либо условие из установленных законодательно, решение о сносе не может быть принято.

Надо отметить, что указанная норма позволяет администрации населенного пункта:

  • При выявлении лица, осуществившего самовольное возведение здания, обязать его снести;
  • При отсутствии такого субъекта, принять решение о сносе и самостоятельно реализовать соответствующие мероприятия.

Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, при этом обязанность по сносу возлагается на лицо, признанное виновным. Если ответчик не предпринимает необходимые действия, то заинтересованные субъекты могут сами осуществить их. Но затраты, связанные со сносом помещения, в такой ситуации обязан возместить ответчик.

Судебная практика в этой области права базируется на применении статьи 222 ГК РФ. Основными позициями являются:

  • Сносу подлежит только недвижимый объект после реконструкции, когда его нельзя вернуть в первоначальное состояние (определение ВС РФ от 11.03.14г. №18-КГ13-184);
  • Совладелец участка может требовать сноса самовольно построенного помещения другим собственником в ситуации, когда использование земли нарушает интересы заинтересованного лица или несет угрозу жизни и здоровью окружающих людей (постановление ВАС РФ от 18.05.11г. №15025/10);
  • Самовольную постройку необходимо сносить при существенном и неустранимом нарушении правил градостроительного и строительного законодательства;
  • Нельзя разбирать постройку, если нарушены процедурные моменты при получении разрешения на строительство или вводе помещения в эксплуатацию, если владельцем предпринимались соответствующие действия;
  • Невозможно сносить пристройку к жилому дому, если единственным основанием для этого является отсутствие согласования таких действий при её строительстве с другими совладельцами (определение ВС РФ от 24.01.12г. №19-В11-21).
Читайте так же:  Чем грозит банкротство физических лиц

Чтобы самовольная постройка не была снесена, необходимо обратиться в судебные органы за признанием права собственности на неё. Правомочия собственника может признаваться судом при соблюдении следующих условий:

  1. Субъект, построивший недвижимый объект, имеет право возводить на земельной площади такое строение.
  2. На день обращения в суд сооружение соответствует характеристикам, предусмотренным документами по планировке территории, правилам землепользования и застройки и т.д.
  3. Сохранение недвижимости не нарушает законных интересов и прав других субъектов, а также не несет угрозы их жизни и здоровью.
  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

С 01.09.2015г. вступил в силу ФЗ-258 от 13.7.15г., существенно поменявший правовое регулирование сферы самовольного строительства. До его принятия статья 222 ГК РФ не предусматривала порядок сноса самовольной постройки, а только фиксировала необходимость проведения такого мероприятия как последствие несоблюдения законодательства, отнесение расходов на определенного субъекта и исключения, когда правомочия собственника могут быть признаны. Практиковался лишь судебный порядок принудительного сноса.

Заявителями по данной категории дел выступают муниципалитеты населенных пунктов. Но при предъявлении иска у них появляются проблемы доказывания собственного правового интереса в удалении самовольного строения.

Когда же самовольно строятся помещения собственником на своем наделе, приходилось доказывать правомочия действий в интересах общества. И такое право признавалось в силу того, что они наделены полномочиями выдачи разрешительной документации на строительство и ввода объектов недвижимости в эксплуатацию.

С 1 сентября начало действовать дополнение к статье 222 ГК РФ, в соответствии с которым местные муниципалитеты вправе принимать решения о сносе незаконно возведенного сооружения, когда:

  • Оно было создано на земельной территории, которая не была предоставлена в установленном законом порядке для строительства;
  • Участок расположен в границах территорий с особыми условиями пользования;
  • Земля находится в полосе отвода инженерных сетей значения любого уровня.

Теперь предоставленная возможность решить вопрос о сносе самовольной постройки без обращения в судебные органы может значительно упростить процедуру. Правом принятия решения наделены органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Надо отметить, что к зонам с особыми условиями использования относятся:

  • Защитно – санитарные;
  • Объекты культурного наследия народов России;
  • Водоохранные территории;
  • Затопленные и подтопленные;
  • Санитарной охраны источников питьевой воды и бытового снабжения;
  • Защитные объекты.

Таким образом, это касается площадей, где нельзя строить, либо такая деятельность ограничена.

Под территориями общего пользования понимаются земли, беспрепятственно используемые неограниченным кругом лиц, включая проспекты, улицы, набережные, площади, бульвары, скверы, береговая полоса и прочее.

Возведение строений на таких участках будет нарушать права большого количества людей, поэтому их снос будет представлять публичный интерес. Но при этом границы таких территорий могут быть как существующие, так и планируемые.

О законности сноса самовольных построек в административном порядке

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке proxy?url=http%3A%2F%2Fnplaw.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Flegalized%2Fstyle%2Fimages%2Fseparator

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке proxy?url=http%3A%2F%2Fnplaw.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2Flegalized%2Fstyle%2Fimages%2Fpost-format-standard

О законности сноса самовольных построек в административном порядке

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке proxy?url=http%3A%2F%2Fnplaw.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F02%2F00-208x139

Юридическая фирма “Надмитов, Иванов и Партнеры” представляет Вашему вниманию статью о законности сноса самовольных построек в административном порядке.

Утром 9 февраля 2016 г. власти г. Москвы начали снос ряда торговых киосков и павильонов у станций Московского метрополитена, причем в отношении части объектов было оформлено право собственности или были вынесены судебные решения об отказе в сносе. Это стало первым примером массового применения новой редакции ст. 222 ГК РФ и вызвало широкий общественный резонанс.

Государственная регистрация права собственности на самовольную постройку сама по себе не является гарантией ее защиты от сноса во внесудебном порядке, но снос постройки, в отношении которой было вынесено судебное решение является незаконным и противоречит принципам разделения властей, самостоятельности судебной власти и общеобязательности судебного акта. Высока вероятность оспаривания положений ст. 222 ГК РФ в Конституционном суде РФ, но перспективы такого оспаривания не являются очевидными.

В данной статье мы представляем Вам наш анализ ситуации по сносу самовольных построек.

  1. История вопроса.

13 июля 2015 г. были внесены существенные изменения в ст. 222 Гражданского кодекса РФ, посвященную самовольной постройке, что осталось практически незамеченным широкой публикой.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее значимой новеллой, введенной законом, является возможность сноса самовольной постройки во внесудебном порядке по решению органов местного самоуправления при одновременном наличии двух условий:

  • Отсутствие у застройщика прав на земельный участок, допускающих возведение капитальных построек и
  • Расположение земельного участка в следующих местах:
    1. на территории общего пользования[1], или
    2. в границах зон с особыми условиями использования.[2]

Предоставленной законодателем возможностью поспешило воспользоваться Правительство г. Москвы, которое издало Постановление от 08.12.2015 г. № 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» (далее – Постановление Правительства г. Москвы). Данным Постановлением был утвержден перечень подлежащих сносу объектов, включающий в себя 104 объекта, среди которых в большинстве своем небольшие здания, кафе, магазинчики, рестораны быстрого питания, небольшие офисные здания, стоящие на своих местах уже не первый год. Большая часть указанных объектов была возведена еще в 2000-х годах во времена предыдущей администрации города без предоставления земельных участков на территориях общего пользования, на земельных участках в границах охранных зон, где возведение таких построек не допускается.

На данный момент, как уже известно из новостных лент, часть включенных в список объектов уже была снесена.

  1. Правовая оценка ситуации.

Введенная законодателем норма является достаточно противоречивой и неоднозначной и вызывает множество вопросов. Можно выделить следующие основные проблемы.

1.Проблема сноса зарегистрированных в реестре построек. Можно заметить, что среди подлежащих сносу объектов, указанных в списке есть и те, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРП (поскольку в списке иногда перечисляются кадастровые номера, также в Постановлении для них указана выплата компенсации за снос).

Читайте так же:  Интеллектуальные права под защитой закона!

В юридическом сообществе это вызвало неоднозначную реакцию, поскольку в Федеральном законе о государственной регистрации прав предусмотрено, что «зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке».

Между тем следует необходимо учитывать следующее:

  • Во-первых, нормы о самовольных постройках, устанавливающие административный порядок сноса, не делают исключения для построек, право собственности на которые уже зарегистрировано.
  • Во-вторых, согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ «лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности».
  • В-третьих, сам по себе акт государственной регистрации не порождает право собственности на постройку. Для этого нужны материально-правовые основания, которые в вышеуказанных случаях отсутствуют (имея ввиду явные грубые нарушения, допущенные при создании самовольной постройки). Так Пленум ВС РФ и ВАС РФ в п. 23 Постановления №10/22 от 29.04.2010 г. указал, что наличие государственной регистрации не исключает возможности предъявления требования о сносе самовольной постройки.

Таким образом, вышеуказанные аргументы в целом допускают снос уже зарегистрированных построек, учитывая, что в большинстве случаев указанные сведения были внесены противоправным способом без подтверждающих документов.

Хотя само по себе такое законодательное решение вызывает возражение с юридической точки зрения, так как не произойдет отмены решений о регистрации права собственности и привлечения виновных в такой регистрации лиц к ответственности за незаконные действия регистрирующего органа.

  1. Проблема сноса построек, в отношении которых в судебном порядке уже принималось решение. Например, так уже снесли ТЦ «Пирамида». (См. Определение ВС РФ от 07.04. 2015 г. № 305-ЭС15-3034).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса не делают исключения для указанных случаев.

Мы считаем, что снос построек, в отношении которых принято судебное решение, в административном порядке нарушает положения Конституции и федеральных конституционных законов о разделении властей и независимости судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти[3], основное предназначение которой и заключается в осуществлении правосудия,[4] а также принципу общеобязательности судебного акта.[5]

Таким образом, снос постройки, в отношении которой было принято решение суда, является незаконным и должен допускаться только в порядке обжалования судебного акта в вышестоящую инстанцию.

  1. Проблема соответствия Конституции внесудебного порядка признания постройки самовольной.

В Конституции РФ существует статья 35, которая гарантирует защиту частной собственности и гласит, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». В связи с этим возникает вопрос – не противоречит ли административный порядок сноса постройки Конституции, поскольку предусматривает по сути лишение собственности не по решению суда?

Проблема сноса самовольной постройки в административном порядке уже возникала ранее в судебной практике, поскольку в Гражданском кодексе прямо не сказано, что снос самовольной постройки допускается только в судебном порядке, чем и попытались воспользоваться органы местного самоуправления.

Однако в ситуацию вмешался Президиум ВАС РФ, который в Информационном письме № 143 от 09.12.2010 г. указал, что принудительный снос самовольной постройки осуществляется только на основании решения суда. При этом ВАС РФ ссылался именно на статью 35 Конституции РФ.

Таким образом, в данном случае есть основание для оспаривания норм Гражданского кодекса в Конституционном суде РФ (далее – КС РФ) как противоречащих ст. 35 Конституции РФ, защищающей частную собственность.

Между тем, следует учитывать, что Конституционный суд РФ может признать указанный закон не противоречащим Конституции РФ, руководствуясь следующим:

Во-первых, нормы о самовольной постройке в качестве санкции за ее возведение предусматривают, что право собственности на нее не возникает. Так в п. 2 ст. 222 ГК РФ указано, что «лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности». А если не возникает право собственности, то лишать-то по сути застройщика нечего, так частной собственности на постройку не возникает.

Во-вторых, КС РФ может прийти к выводу, частная собственность не лишается судебной защиты, поскольку застройщик все равно сможет подать иск о признании права собственности на самовольную постройку или оспорить указанный ненормативный акт.

Так, например, налоговые органы могут принимать решения, касающиеся по сути нашей собственности, связанные с возможностью взыскания неуплаченных налогов, что не мешает нам их оспаривать в судебном порядке.

В-третьих, следует заметить, что в административном порядке могут признаваться самовольными постройки только при наличии очевидных нарушений, не требующих высокой квалификации для признания постройки самовольной.

Таким образом, мнение о том, что административный порядок сноса самовольных построек противоречит Конституции РФ, является неоднозначным и КС РФ может найти аргументы для обоснования конституционности положений норм Гражданского кодекса о самовольной постройке.

В итоге, можно сделать следующие выводы:

  • Снос самовольной постройки в административном порядке допускается, но только при наличии серьезных нарушений (мало того, что постройка должна быть возведена в отсутствие прав на землю, так еще и земельный участок должен находиться либо на территории общего пользования, либо в зоне с особыми условиями использования, где их предоставление под цели строительство запрещено). В остальных случаях административный порядок не применяется, например, когда постройка признается самовольной по причине того, что нет разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  • Снос уже зарегистрированных самовольных построек допускается, поскольку для них не сделано исключения в ст. 222 ГК РФ и с учетом судебной практики, определяющих значение акта государственной регистрации.
  • Снос самовольной постройки, в отношении которой было принято решение суда в отказе ее сноса является незаконным и допускается только в процессуальном порядке обжалования судебного акта.
  • Возможно положения ст. 222 ГК РФ в текущей редакции будут оспорены в Конституционном суде РФ, но вместе с тем исход такого оспаривания неоднозначен, так как КС РФ может найти аргументы для обоснования конституционности положений норм Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке.

[1] К примеру, на площадях, улицах, проездах, набережных, береговых полосах водных объектов общего пользования, скверах, бульваров.

[2] К примеру, в зонах сетей связи, электрических сетей, линейных объектов, санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, заповедников, заказников, парков, объектов газоснабжения.

[3] См. ст. 10 Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (далее – «Конституция РФ»). ч. 2 Ст.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ.

Читайте так же:  Нюансы оплаты работы в выходные дни согласно тк рф

[4] См. ст. 118 Конституции РФ (далее – «ФКЗ «О судебной системе РФ» ).

Cнос самовольных построек в административном порядке: четыре ключевых вывода Конституционного суда

С 1 сентября 2015 года местные власти получили право принимать решения по сносу самовольного строительства во внесудебном порядке. Это стало возможным после принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 258-ФЗ, который дополнил статью 222 ГК РФ пунктом 4, впервые установившим исключение из общего судебного порядка сноса самовольных построек.

Снос самовольной постройки в административном порядке стал возможным при существенных нарушениях возведения объекта (прежде всего, когда целевое использование земли в принципе не допускает застройку участка), если:

  1. Земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
  2. Земельный участок находится на территории общего пользования.
  3. Земельный участок расположен в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Административный порядок нужен для ускоренного разрешения вопроса о сносе самовольной постройки при наиболее существенных нарушениях строительства, когда сохранение объекта затрагивает права неограниченного круга лиц, создает угрозу жизни и здоровья граждан.

Т ерритории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары ( п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ).

После принятия поправок в законодательство не только юристы, но большинство правоприменителей до конца не представляли себе точно, как понимать и каким образом применять указанную новеллу. В первое время велись жаркие споры, высказывалось множество зачастую противоречащих друг другу точек зрения. В частности, одни полагали, что решение о сносе может быть принято в административном порядке, однако исполняться оно должно с санкции суда. Другие считали, что необходимо различать ситуацию известности лица, осуществившего самовольное строительство, и случай, когда оно подлежит выявлению. При первом варианте решение о сносе принимается и исполняется в административном порядке, во втором же действует судебный порядок. Многочисленная группа юристов высказывалась в том духе, что имеются серьезные основания для проверки данной нормы на соответствие Конституции РФ и шансы на признание ее неконституционной.

Однако спустя некоторое время суды стали постепенно разбираться в тонкостях новой нормы и формировать практику, весьма неутешительную для лиц, создавших объекты самовольного строительства. Раз за разом все основные доводы лиц, сопротивляющихся против внесудебного порядка сноса самовольных строений, отклонялись. Указанной цели во многом послужило решение Московского городского суда от 24.12.2015 по делу № 3а-907/2015, оставленное без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, которым было отказано в признании недействующим постановления Правительства города Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП, принятого во исполнение п. 4 ст. 222 ГК РФ.

У противников внесудебного решения судьбы самовольного строительства остался практически последний аргумент о том, что такой административный порядок нарушает Конституцию Российской Федерации. Действительно, долгое время было незыблемым правило о том, что принудительный снос самовольной постройки возможен только в судебном порядке, так как согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (п. 1 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143).

Важная поправка — соответствующие разъяснения высших судебных инстанций существовали до принятия Федерального закона от 13.07.2015 № 258-ФЗ о введении в действие п. 4 ст. 222 ГК РФ.

Первый вывод: положение ГК РФ о внесудебном сносе “самоволки” не противоречит Конституции РФ

И вот, наконец, 27 сентября 2016 года поставлена точка в этом вопросе. Определением Конституционного суда РФ № 1748-О отказано в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Органом конституционного контроля дано обязательное толкование упомянутой норме и попутно приведен ряд важных выводов, имеющих практическое значение.

Самый главный вывод заключается в том, что п. 4 ст. 222 ГК РФ признан не противоречащим Основному закону России.

Допустимость введения административного порядка с точки зрения политики права государства Конституционный суд РФ обосновывает тем, что самовольные постройки «существенным образом ухудшают комфортную среду для проживания граждан, подвергают опасности их жизнь и здоровье, создают препятствия для надлежащего функционирования объектов, представляющих повышенную опасность».

Внесудебный порядок сноса самовольного строительства не противоречит Конституции РФ ввиду того, что заинтересованные лица информируются в надлежащем порядке о принятом решении и в случае несогласия имеют возможность обжаловать соответствующее решение в суд. При этом, известен ли владелец самовольной постройки или нет, принципиального значения, не имеет. И в последнем случае орган местного самоуправления после соблюдения процедуры уведомления публики о намерении снести самовольное строительство после истечения определенных сроков может привести в исполнение свое решение.

Из буквального толкования следует, что цель установления в законе срока сноса — предоставить лицу, осуществившему самовольную постройку, достаточное (исходя из количественных и качественных характеристик объекта) время для демонтажа объекта.

В связи с тем, что нижняя граница срока сноса самовольной постройки в административном порядке в законе не регламентирована, органы власти приняли нормативные правовые акты, в которых попытались закрепить градацию временных периодов для осуществления работ по сносу самовольных построек.

В городе Москве сроки сноса объектов самовольного строительства (в том числе, максимально предусмотренный) весьма непродолжительны. Так срок сноса самовольной постройки высотой от пятнадцати метров и выше и площади занимаемого объектом земельного участка более тысячи квадратных метров устанавливается от девяноста дней (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП). Немногим длиннее сроки сноса самовольных построек в городе Сочи: не выше трех этажей – до трех месяцев, выше трех, но не более пяти этажей — до шести месяцев, а для самовольных построек выше пяти этажей — до двенадцати месяцев (п. 4.3 постановления Администрации города Сочи от 27.08.2015 № 2510).

Читайте так же:  До скольки можно шуметь при ремонте

Конституционный суд РФ в определении от 27.09.2016 № 1748-О разъяснил — снос не должен следовать незамедлительно за принятием решения о нем, указываемый в решении о сносе срок не может быть произвольным и должен предоставлять достаточное время, позволяющее обратиться в суд и оспорить принятое органом местного самоуправления решение.

При этом возможность восстановления правового положения лица, осуществившего самовольную постройку, обеспечивается его правом при обжаловании решения о сносе в судебном порядке обратиться с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого решения или приостановлении совершения в отношении него оспариваемого действия уполномоченного органа. Однако на практике суды крайне редко удовлетворяют подобные ходатайства (чего нельзя сказать об обеспечении исков публичных органов о сносе самовольной постройки в виде запрета на производство строительных работ), вследствие чего упомянутое право является больше номинальным, нежели реально действующим.

Важным дополнением является разъяснение о том, что проверка законности принятия административного решения о сносе предполагает не только формальное изучение полномочий у органа, принявшего соответствующее решение, но и необходимость исследования судом наличия у объекта признаков самовольной постройки.

Второй вывод: административный порядок можно применять для сноса построек, возведенных до 01.09.15

Второй вывод, сделанный КС РФ, касается разъяснения возможности сносить самовольные постройки в административном порядке на основании положений п. 4 ст. 222 ГК РФ и тогда, когда они были возведены до даты вступления в силу указанной нормы.

До этого момента не был окончательно решен вопрос о допустимости применения п. 4 ст. 222 ГК РФ к строениям, возведенным до 01 сентября 2015 года. Определенный скепсис был вызван тем, что применяемый с обратной силой административный порядок сноса объектов может ухудшать положение заинтересованных лиц в сравнении с судебным порядком (ст. 54 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ГК РФ исключения из принципа запрета действия гражданского законодательства с обратной силой могут быть предусмотрены только на основании закона (ст. 4). Между тем, Федеральным законом от 13.07.2015 № 258-ФЗ обратное действие нормы п. 4 ст. 222 ГК РФ не установлено. Конституционный суд РФ указал, что введенный административный порядок сноса самовольной постройки в отдельных случаях не может расцениваться как ухудшающий правовое положение лица, возведшего объект, ввиду того, что последствия совершения подобного правонарушения не изменяются. И до вступления в силу соответствующей поправки недвижимость, обладающая признаками самовольной постройки, подлежала сносу.

Следует отметить, что и до принятия акта конституционного правосудия судебная практика приходила к схожим выводам, следовательно, орган конституционного надзора не столько создал нечто новое, сколько признал конституционность сформировавшейся практики.

Третий вывод: запись в ЕГРП не препятствует признанию объекта самовольной постройкой

Третьим выводом стало подтверждение ранее сформировавшегося в судебной практике постулата о том, что наличие записи о зарегистрированном праве собственности в ЕГРП не препятствует признанию объекта самовольной постройкой в связи с тем, что регистрация, выступающая опровержимой презумпцией легальности титула, признает и подтверждает, однако не подменяет полностью собой основания возникновения, изменения и прекращения права (пункт 23 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», п. 5 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ, утвержденного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143).

Практический смысл этого разъяснения в том, что государственная регистрация права на объект в ЕГРП не спасет теперь от сноса самовольной постройки не только в судебном, но и в административном порядке.

Четвертый вывод: иногда решение о сносе в административном порядке можно принять, даже если ранее суд отказал в признании объекта самовольной постройкой

Четвертый вывод «главного суда» страны отвечает на вопрос о влиянии на дальнейшую судьбу объекта вступивших в законную силу судебных актов, которыми публичным органам отказано в признании постройки самовольной — исключает ли это возможность дальнейшего сноса постройки в административном порядке.

Конституционный суд РФ акцентировал внимание на следующем. Принятие органом местного самоуправления решения о сносе объекта самовольного строительства по мотивам и доводам, ранее отклоненным судом при рассмотрении иска о признании объекта самовольной постройкой, недопустимо, противоречит Конституции РФ и фактически является преодолением вступившего в законную силу судебного акта, обязательного для всех граждан и организаций на всей территории страны.

Между тем, при возникновении новых фактических обстоятельств (например, после реконструкции прежнего и создания нового объекта недвижимости, не отвечающего требованиям безопасности) уполномоченные органы не лишены права принимать в административном порядке решения о сносе и тогда, когда первоначально в признании объекта самовольной постройкой судом было отказано.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В завершение отметим, что Конституционным судом РФ фактически «поддержан» наметившийся в последние годы тренд на ужесточение регулирования режима самовольных построек. Не исключено также и то, что в будущем федеральный законодатель пойдет по пути увеличения числа исключений из судебного порядка сноса объектов самовольного строительства.

Изображение - Снос самовольной постройки в москве в административном порядке 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.7 проголосовавших: 41

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here