Особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле

Предлагаем информацию по теме: "особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Бесплатная горячая линия

Изображение - Особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле proxy?url=http%3A%2F%2Fzk-expert.ru%2Fwp-content%2Fthemes%2FEstate-advisor%2Fimg%2Fmobile-ico

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами. В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Читайте так же:  Расстояние между баней и домом как правильно поставить баню на приусадебном участке

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ): что это такое, состав, правовой статус, порядок оформления

Изображение - Особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле proxy?url=https%3A%2F%2Fzakon.wiki%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Для эффективной защиты природных ресурсов законодательством России, в частности Земельным Кодексом, была выделена особенная категория земельных площадей.

Земли этой категории не могут быть использованы для хозяйственной деятельности, не разрешается их приватизация частным или юридическим лицом – они попали под надежную защиту и охрану государства. Речь идет о территориях с особенным статусом – статусом охраняемых.

Земли особенно охраняемых территорий и объектов (ООПТ) имеют научное, историко-эстетическое, оздоровительное значение.

Невозможно по положениям Земельного Кодекса изъятие земельных участков такой ценной категории для строительства, ведения сельского хозяйства, другого коммерческого применения. В ходе такой эксплуатации площадей будет нарушена их уникальность. Охраняемые земельные ресурсы могут подлежать изъятию полностью или частично.

ВНИМАНИЕ! Какие площади к землям относятся охраняемым, решает постановление региональных государственных органов.

Такой статус, ООПТ, могут присваивать и государственные органы субъектов страны. В отношении таких территорий, по статье 7 пункт 2 ЗК устанавливается также определенный правовой режим.

Когда проходит специальная оценка земель и выведение их в категорию охраняемых законом государства, устанавливается их правовой статус и режим. У физических и юридических лиц больше нет возможности использовать землю в других целях.

Территории с статусом охраняемых это земельные площади с особенным значением – реакционным, научным, оздоровительным. Также значение может быть культурно-историческим и даже эстетическим.

ВНИМАНИЕ! Должен соблюдаться порядок отнесения к охраняемым территориям, иначе такой статус будет не законным.

Согласно такому порядку земли в специальную категорию значимых природных ресурсов выделяются документально подтвержденным решением федеральных государственных органов. Основная цель принятия решения – защита ценного участка от использования его в самых разных целях.

После присвоения статуса участок может использоваться только в нескольких экологических и социальных направлениях:

  • Для организации эффективной охраны природного ресурса. Может быть использован под заказник участок, под заповедник.
  • Для организации места отдыха для граждан. При этом должны соблюдаться все требования к охране экологии.
  • Для сохранности культурного наследия (исторического).
  • Для улучшения общего состояния экологии в регионе.

Как разделяются охраняемые объекты и территории в зависимости от цели использования. Выделяется несколько групп.

  1. Земельные площади с природоохраняемым значением.
  2. Участки с реакционным значением.
  3. Объекты и земли значения культурного и исторического.
  4. Территории, имеющие оздоровительную ценность. На них, как правило, размещены курорты, санатории.

Также в состав таких земельных площадей могут входить и участки к другим значением, которые, по Земельному Кодексу, требуют особенной охраны. Могут иметь значение охраняемых береговые полосы, участки микрозаповедников, некоторые территории в пределах населенных пунктов.

Земельный Кодекс указывает на приоритет в охране таких земельных площадей. По закону нельзя изымать охраняемую территорию для применения в других направлениях. Такие действия ограничены или полностью запрещены.

Читайте так же:  Как не выходя из дома оплатить коммунальные услуги через интернет

Применение земли с экологическим, оздоровительным, реакционным значение в хозяйственных целях значительно снижает их ценность и уникальность. На площади под охраной, отличающиеся специальным правовым статусом, распространяются особенные порядки использования.

В перечень таких площадей входят дендрологические парки, государственные заказники, ботанические сады, памятники природы.

  • Ботанические сады, дендрологические парки – участки, созданные искусственно. На них с целью сохранения и развития выращивается огромный перечень растений.
  • Заказники, заповедники, в отличии от предыдущего вида, участки с природными условиями, сохранившимися в естественном виде. Здесь защищаются популяции фауны и флоры.
  • К памятникам природы относятся объекты, возникшие природным путем или искусственным. Они имеют значение культурное, научное, эстетическое.
  • Национальные парки – большие по площади территории, где удалось сохранить природные условия. Часто они используются в рекреационных целях.

Общее для всех площадей – запрет на ведение любой деятельности, которая направлена не на сохранение или изучение природных условий.

Эти охраняемые территории могут быть в собственности субъектов РФ, в муниципальной или федеральной собственности. В категорию охраняемых могут быть включены даже участки в частной собственности.

Существует список запрещенных направлений деятельности на охраняемых площадях земли.

  • Нельзя вести строительство землях территориях с особенным правовым статусом охраняемых. Запрещено строительство трубопроводов, дорог, линий электросети, объектов промышленного и хозяйственного назначения.
  • Запрещено вести прогон скота через участок.
  • Запрещено эксплуатировать на земле различные транспортные средства.
  • Не предоставляется охраняемая земля под дачи, садовые участки.

Разрешено только природоохранное землепользование, территория, на которой расположены уникальные природные зоны оздоровительного, научного или другого значения, не может быть засеяна сельхоз культурами или обустроена под возведение жилых комплексов.

Изображение - Особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле proxy?url=https%3A%2F%2Fzakon.wiki%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Не проводится на площадях ООПТ разведка, разработка полезных природных ископаемых, вырубка лесных деревьев, охота и рыболовство. Чтобы сохранить ценность охраняемых участков, они выделяются специальными знаками.

Собственники участков, находящихся в пределах охраняемых земель, имеют право на льготы в оплате налогов. Такая же привилегия есть и учреждений, которые управляют территориями, например, заповедниками.

Иногда уже в национальном парке находятся участки, имеющие собственников. Нельзя вести на них деятельность, нарушающую природную ценность, не соответствующую статусу. Запрещена приватизация территорий, расположенных в заповедниках, заказниках.

Если такие участки уже находятся в частной собственности, изымать их не будут, но эксплуатировать землю нужно будет только в соответствии с требованиями правового статуса.

Присвоение статуса особенно охраняемых может со временем быть приостановлено из-за того, что участок земли утратил свое эстетическое или экологическое, другое значение.

ВАЖНО! Перевод земель из одной категории в другую возможен по законодательству РФ.

Как оформить другой статус земельной площади, вывести ее из перечня охраняемых? Необходимо подтвердить тот факт, что земля больше не предоставляет особенную ценность. Для подтверждения проводится экспертиза – экологическая, государственная, другая.

Изменения в статус вносит тот орган региональной власти, который занимается земельным кадастром. Он имеет право внести изменения и узаконить их. Чтобы вывести землю из-под определения охраняемой, нужно подать целый список документов в местные органы власти. К таким документам относятся:

  • копия документа, который может подтвердить личность;
  • для физического лица выписка из ЕГРИП, для юридического – из ЕГРЮЛ;
  • выписка из реестра недвижимости;
  • согласие от первообладателя участка на изменение его статуса.

Обязательно следует иметь на руках заключение экологической экспертизы о том, что земельная площадь действительно утратила свое значение, например, оздоровительное.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если физическое или юридическое лицо хочет выкупить земельные территории, находящиеся в категории ООПТ, хочет их приватизировать, вести на них хозяйственную деятельность, ему нужно организовать экспертизу, дождаться ее результатов.

Потом по результатам экспертизы в местные органы власти подается заявление с прилагающимися документами.

Ходатайство рассматривается, принимается акт о переводе (или об отказе в переводе). Решение фиксируется в земельном кадастре. Обычно с таким ходатайством выступают юридические лица, имеющие цель использовать землю для коммерческой деятельности.

Если физическое или юридическое лицо проводит на охраняемой территории деятельность, нарушающую правовой статус участка, его ждет наказание по статье 250 или 252 Уголовного Кодекса РФ. Эти статьи были включены с целью улучшения эффективности охраны уникальных природных площадей.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 : «Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния».

Таковыми являются все государственные природные заповедники и национальные парки и значительная часть государственных природных заказников. Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, «до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Читайте так же:  Акт согласования границ земельного участка основные требования

Всего в России на настоящее время функционируют 204 ООПТ федерального уровня общей площадью около 580 тысяч квадратных километров в 84 из 88 субъектах Федерации (нет ООПТ федерального уровня только в городе Санкт-Петербург, Волгоградской и Тульской областях, Ставропольском крае), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

Эта система природных резерватов уникальна и представляет исключительную ценность с точки зрения поддержания естественного функционирования экосистем и сохранения биоразнообразия, в том числе редких и исчезающих видов, а также экологического мониторинга, научных исследований и экологического просвещения не только в российском, но и в мировом масштабе.

Выделяют семь категорий ООПТ:

Правительство РФ, а так же местные органы самоуправления могут устанавливать иные категории ООПТ, например: охраняемые береговые линии, биологические станции, микрозаповедники и другие.

Классификация МСОП выделяет шесть категорий:

    1. строгий природный резерват (участок с нетронутой природой)- полная охрана
    2. территория с сохраненной дикой природой — охраняемая территория, управляемая главным образом для сохранения дикой природы.
  1. национальный парк — охрана экосистем, сочетающаяся с туризмом.
  2. природный памятник — охрана природных достопримечательностей.
  3. заказник — сохранение местообитаний и видов через активное управление.
  4. охраняемые наземные и морские ландшафты — охрана наземных и морских ландшафтов и отдых.
  5. охраняемые территории с управляемыми ресурсами — щадящее использование экосистем

Ботанические заказники, созданные для охраны определенных видов растительного покрова, обычно используются для регламентированной зимней охоты или рыболовства.

В зоологических заказниках, в которых охраняются представители фауны, разрешается регламентированный сбор грибов, ягод и лекарственных растений.

Геологические и гидрологические заказники представляют интерес для прогулочного познавательного туризма, школьных экскурсий и учебных занятий для студентов географических и геологических факультетов вузов.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь проложение туристских троп.

Памятники природы — это уникальные природные объекты (водопады, пещеры, живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец, под которой отдыхал А. С. Пушкин).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологического туризма.

Национальные парки и заповедники — особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной, так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно — познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки — это природоохранительные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей.

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

2. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Читайте так же:  Что делать, если работодатель вовремя не выплачивает декретные

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Пункт 10 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

См. Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. N 138

Пункт 11 изменен с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Читайте так же:  Как осуществить восстановление свидетельства о рождении

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории – в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях” установлены следующие категории и виды ООПТ: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ, например территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники.

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Формы собственности на особо охраняемые природные территории

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к ООПТ федерального значения и являются федеральной собственностью. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к ООПТ федерального значения, либо к ООПТ регионального значения и соответственно находятся либо в федеральной собственности, либо в собственности субъекта РФ.

Природные парки являются ООПТ регионального значения и являются собственностью субъекта РФ. Лечебно- оздоровительные местности и курорты могут объявляться ООПТ местного значения и находиться в собственности муниципальных образований.

Порядок образования особо охраняемых природных территорий

Для создания особо охраняемых природных территорий формируется пакет документов: материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения.

Указанные материалы подлежат государственной экологической экспертизе соответственно федерального (для ООПТ федерального значения) или регионального уровня (для ООПТ регионального и местного значения).

Государственные природные заповедники и национальные парки учреждаются постановлениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производят в том же порядке.

Государственные природные заповедники, национальные парки и природные парки являются не только видом ООПТ, но и природоохранными учреждениями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета. Они имеют право иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы). Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Финансирование природных парков возлагается на субъекты РФ.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления. Государственные природные заказники федерального или регионального значения финансируются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального или регионального значения, а территории, занятые ими, – ООПТ федерального или регионального значения соответственно Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды или органов государственной власти субъектов РФ, которые утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Дендрологические парки и ботанические сады федерального и регионального значения образуются соответственно с решениями федеральных органов исполнительной власти или представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Например, в Липецкой области образован дендрологический парк федерального значения “Лесостепная опытно-селекционная станция”.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Присвоение территориям статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта происходит в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Так, например, постановлениями Правительства РФ утверждены положения об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации – Кавказских Минеральных Водах и его администрации и о курорте федерального значения “Белокуриха”.

Изображение - Особо охраняемые природные территории (оопт) что это такое, состав, правовой статус, порядок оформле 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.6 проголосовавших: 46

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here