Оплата государственной пошлины в арбитражном суде

Предлагаем информацию по теме: "оплата государственной пошлины в арбитражном суде". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Если Вы решили подать иск в Арбитражный суд, то потребуется оплатить государственную пошлину. В связи с этим обычно возникает три вопроса

  1. сколько нужно заплатить государственной пошлины,
  2. куда ее платить
  3. Можно ли заплатить меньше (или вообще обойтись без пошлины).

В этой статье мы рассмотрим порядок расчета и уплаты государственной пошлины, условия освобождения от оплаты государственной пошлины полностью или в части.

Правила расчета размера государственной пошлины указаны в статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее в тексте на этот кодекс будем ссылаться, указывая НК РФ).

В том случае, если иск можно оценить (например, это стоимость спорного имущества или долга по договору), то при цене иска:

  • до 100000 рублей государственная пошлина равна 4 процента цены иска, но не менее 2000 рублей;
  • от 100001 рубля до 200000 рублей – 4000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100000 рублей;
  • от 200001 рубля до 1000000 рублей – 7000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200000 рублей;
  • от 1000001 рубля до 2000000 рублей – 23000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1000000 рублей;
  • свыше 2000000 рублей – 33000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;

С 01 июня 2016 года в арбитражном процессе появилось приказное производство. Сумма пошлины в случае выдачи судебного приказа составляет 50% от суммы пошлины при обращении с иском.

В соответствии со ст 333.22 НК РФ в цену иска также входят суммы начисленной неустойки (штрафов, пеней) и процентов. Судебные расходы в цену иска не входят. С 2015 года сумму пошлины нужно округлять до целых рублей по арифметическим правилам.

Рассмотрим пример. По договору поставки контрагент задолжал триста тысяч рублей. В соответствии с договором за просрочку платежа были начислены пени в размере 12000 рублей. Тогда цена иска = 300000+12000 = 312000 рублей.

Размер государственной пошлины по этому иску будет равен = 7000 +(312000-200000)*2% = 9240 руб.

При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными или при подаче заявления неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) – 6000 рублей

При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц – 300 рублей;

для организаций – 3000 рублей;

при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда – 3000 рублей;

при подаче заявления об обеспечении иска – 3000 рублей;

при подаче заявления об отмене решения третейского суда – 3000 рублей;

при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения – 3 000 рублей;

При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

В государственный бюджет. Реквизиты для уплаты государственной пошлины указаны на сайтах арбитражных судов. Для Санкт-Петербурга их можно найти по адресу http://spb.arbitr.ru/welcome/show/633200030/35

При подаче искового заявления (или иного заявления, для подачи которого требуется уплата государственной пошлины) к заявлению нужно приложить оригинал платежного поручения. В том случае, если Вы работаете со своим банком через банк-клиент потребуется съездить в банк и заверить платежку оригинальной печатью банка.

Можно ли заплатить меньше (или вообще обойтись без пошлины)

Условия уменьшения размера государственной пошлины приведены в статье 333.37 НК РФ:

Статья 333.37. Льготы при обращении в арбитражные суды

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы – инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

Из приведенного текста закона видно, что если Вы обычная коммерческая организация, то государственную пошлину нужно платить. Что же делать, если дела организации настолько плохи, что невозможно найти несколько тысяч на оплату государственной пошлины?

В этом случае можно попросить у суда рассрочки уплаты государственной пошлины или же уменьшения ее размера. Право Арбитражного суда на предоставление рассрочки или уменьшение размера государственной пошлины закреплено в статье 333.22 НК РФ. Для этого потребуется обосновать невозможность уплаты государственной пошлины, написав соответствующее заявление и приложив документы, обосновывающие отсутствие денег.

Читайте так же:  Очередность капитального ремонта многоквартирных домов

© Антон Шишков, 2010.

Сведения, изложенные в статье актуализированы на 01.06.2016 года. Изменения коснулись размера пошлины, порядка ее округления.

Госпошлина при подаче искового заявления в арбитражный суд

Госпошлина за подачу иска в арбитражный суд: правовые основы

Под государственной пошлиной в арбитражный суд понимается платеж, уплачиваемый лицом в связи с рассмотрением спора или осуществлением судом определенных процессуальных действий в интересах данного лица в рамках арбитражного процесса.

Госпошлину в арбитражный суд оплачивают физические и юридические лица, которые выступают:

  • истцами (заявителями) при подаче иска/заявления/жалобы;
  • ответчиками — в случае удовлетворения требований истца и освобождения последнего от оплаты госпошлины.

Порядок уплаты госпошлины в арбитражный суд, в том числе случаи освобождения от необходимости ее оплачивать, установлены в ст. 333.21 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Отдельные вопросы оплаты госпошлины урегулированы также постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» от 11.07.2014 № 46.

Сумма уплаченной госпошлины включается в состав судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, наряду с другими судебными издержками.

Подробнее о судебных расходах рассказывается в статье Возмещение судебных расходов в арбитражном процессе.

Размер госпошлины зависит от суммы иска, определяющейся с учетом характера и объема исковых требований. При этом если один иск включает в себя требования как имущественного, так и неимущественного характера, госпошлина должна оплачиваться за каждое из них по отдельности.

По общему правилу госпошлина за исковое заявление в арбитражный суд уплачивается истцом (или его уполномоченным представителем) до его подачи в полном размере. По отдельному заявлению (ходатайству) лица необходимая к уплате сумма может быть снижена либо ему предоставлена отсрочка или рассрочка оплаты госпошлины продолжительностью не более 1 года (ст. 333.22 НК РФ). При этом начисление процентов на указанную сумму не происходит.

ВАЖНО! Лицо, которое просит уменьшить или отсрочить уплату госпошлины, должно обосновать невозможность осуществить платеж в полном размере, т. е. показать свое критическое финансовое положение. При этом отсутствие на счетах организации денежных средств не считается достаточным доказательством неплатежеспособности лица (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2010 № А45-30203/2009).

Закон также предусматривает, что отдельные категории заявителей в арбитражный суд могут быть освобождены от уплаты госпошлины, например:

  • прокуроры, предъявляющие требования о защите государственных и (или) общественных интересов;
  • инвалиды I и II группы (если сумма иска не больше 1 000 000 руб.) и др. лица (ст. 333.37 Арбитражного процессуального кодекса РФ, далее — АПК РФ).

Госпошлина оплачивается наличным или безналичным платежом. Уплата госпошлины подтверждается соответствующим документом — квитанцией банка или иной организации, через которую осуществлялась наличная оплата, или платежным поручением с отметкой кредитной организации о его исполнении (при безналичной форме платежа). Данный документ необходимо приложить к исковому заявлению при его подаче, в противном случае оно будет возвращено (ст. 126 АПК РФ).

Госпошлина за рассмотрение иска в арбитражном суде

Как уже указывалось выше, сумма госпошлины зависит от того, какое требование предъявляется — имеющее финансовую оценку (имущественное) или нет (неимущественное). Так, согласно ст. 333.21 НК РФ при предъявлении искового заявления имущественного типа (например, иск бенефициара по банковской гарантии, о взыскании долга по договору кредитной линии и т. д.) размер госпошлины определяется с учетом цены иска следующим образом:

  • При стоимости требований до 100 000 руб. госпошлина составляет 4% от суммы, указанной в исковом заявлении, но не менее 2 000 руб.
  • При цене исковых требований в пределах от 100 001 руб. до 200 000 руб. размер госпошлины определяется как сумма 4 000 руб. и 3% от суммы, превышающей 100 000 руб.
  • Если имущественные требования составляют от 200 001 до 1 000 000 руб., истцу необходимо уплатить сумму, которая складывается из 7 000 руб. и 2% от суммы, превышающей 200 000 руб.
  • Если цена иска от 1 000 001 руб. до 2 000 000 руб., госпошлина достигает 23 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.
  • При стоимости требований более 2 000 000 руб. платеж будет составлять 33 000 руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.

Подробнее о том, как определить цену иска, рассказывается в статье Как определить цену иска?.

Госпошлина при исковых требованиях, не подлежащих финансовой оценке, установлена в виде фиксированной суммы, например:

  • 6 000 руб., если спор связан с заключением, изменением или прекращением соглашений либо признанием сделки недействительной, а также если предъявляются иные требования нефинансового характера, включая требование о признании права, присуждении к исполнению обязательства в натуре;
  • 300 руб. для граждан и 2 000–3 000 руб. для организаций при оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов государственных органов и др.

Госпошлина за обеспечение иска и подачу встречного иска

На любой стадии рассмотрения дела по соответствующему ходатайству лица арбитражный суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска и имущественных интересов лица (ст. 90 АПК РФ). К таким мерам относятся:

  • арест финансовых средств ответчика;
  • запрет ответчику осуществлять конкретные действия в отношении предмета спора;
  • возложение обязанности по хранению предмета спора на истца или третье лицо и др.

Для осуществления вышеуказанных действий заявителю необходимо уплатить госпошлину за обеспечение иска в арбитражном суде в размере 3 000 руб. При этом не имеет значения, сколько обеспечительных мер заявитель просит установить. Госпошлина уплачивается по количеству поданных заявлений (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ № 46).

ВАЖНО! В отличие от заявления об обеспечительных мерах, при подаче заявлений о встречном обеспечении (которое подается ответчиком в целях компенсации возможных для него убытков в связи с назначением обеспечительных мер), снятии обеспечительной меры или замене ее на другую госпошлина не уплачивается.

До вынесения судебного решения в первой инстанции ответчик может воспользоваться своим правом на подачу встречного иска, которое осуществляется по правилам подачи искового заявления.

Читайте так же:  Как платить за коммунальные услуги

Встречный иск может быть подан при соблюдении следующих условий:

  • требование по встречному иску адресовано на зачет требований истца;
  • принятие решения в пользу ответчика по встречному иску означает отказ полностью или частично в удовлетворении требований истца;
  • между иском ответчика и истца прослеживается общая связь, и их объединение в одно производство будет способствовать ускоренному и правильному разрешению спора.

Расчет суммы госпошлины за встречный иск в арбитражный суд осуществляется по принципу, действующему для первоначальных исковых заявлений, указанному в ст. 333.21 НК РФ.

Подробнее о том, как подать встречное исковое заявление, рассказывается в статье Встречное исковое заявление в арбитражный суд – образец.

При подаче искового заявления в суд лицо самостоятельно осуществляет расчет суммы госпошлины. При этом если в отношении некоторых требований закон устанавливает фиксированные суммы, то по имущественным требованиям необходимо произвести определенные математические подсчеты.

Определить размер госпошлины также можно путем использования специального калькулятора, размещенного в интернете на официальной странице федеральных арбитражных судов РФ (https://my.arbitr.ru/) или страницах арбитражных судов, например на сайте Арбитражного суда г. Москвы (http://www.msk.arbitr.ru/).

Для расчета госпошлины потребуется ввести сумму исковых требований, а также выбрать из предложенных вариантов тип заявителя (физическое лицо или организация) и заявления (имущественного или неимущественного характера, о выдаче судебного приказа, надзорная жалоба или апелляционная и (или) кассационная жалоба).

  • заявителем выступает организация;
  • цена иска — 400 000 руб.;
  • требование носит имущественный характер (например, о взыскании оплаты по договору поставки).

На основании приведенных данных сумма госпошлины определяется как 7 000 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 200 000 руб. (т. е. в данном случае от 200 000 руб.), что составит 11 000 руб.

Итак, размер госпошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд зависит от характера искового требования и устанавливается ст. 333.21 НК РФ в виде фиксированной суммы либо определяется по специальной формуле исходя из стоимости оспариваемого имущества. При предъявлении встречного иска госпошлина уплачивается по правилам первоначального иска.

Особенности уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами

Госпошлина – это обязательный платеж, установленный законом, обязательный на всей территории государства и для всех субъектов, на которых законом возложена уплата государственной пошлины. Она взимается за совершение юридически значимых действий. Отправление правосудия путем рассмотрения и разрешения дел, как и другая государственная деятельность (нотариат, загс, лицензирование и т.д.), требует значительных бюджетных затрат. Таким образом, государственная пошлина не только присуща судебной системе, но и необходима как вид денежного сбора. Дмитрий Самигуллин, специально для ИА “Клерк.Ру”

Государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказываемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лицам от имени государства.

В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с вышеуказанных лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица при обращении их за совершением юридически значимых действий, предусмотренных действующем законодательством, при выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Различают государственную пошлину простую и пропорциональную. Простая взимается в твердой сумме, пропорциональная в процентном соотношении к соответствующей сумме.

Государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;
  • за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
  • за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
  • за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, установленных законодательством.

Общие условия уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд

В соответствии со сложившейся практикой государственная пошлина оплачивается заявителем до подачи заявления и является необходимым приложением к перечню подаваемых в суд заявлений. Согласно ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если государственная пошлина не уплачена, заявление остается без движения. Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, в наличной форме – либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Срок действия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины, законодательно не установлен, в связи с чем, судебная практика связывает его со сроком исковой давности по оплаченному требованию, что представляется правильным, поскольку такой документ лишь подтверждает факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение судом конкретного дела в установленном порядке и размере.

Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Данное правило было зафиксировано и судом. Так, согласно п. 18 разъяснений, данных Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Информационном письме N 91 от 25.05.2005 “О некоторых вопросах, применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации”, в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Таким образом, до недавнего времени оплата госпошлины представителем за представляемого была невозможна. В таких случаях арбитражные суды оставляли заявления без движения. Примером являются следующие судебные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 26.10.2006 по делу N А06-3150/2-9/05; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 24.08.2006 по делу N А06-1483/1-6/05.

Читайте так же:  Как взять в аренду землю у государства

Однако в настоящее время ситуация поменялась. 29 мая 2007 года Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было издано Информационное письмо № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей». В данном письме было разъяснено, что в силу статьи 59 АПК РФ лица вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей; при этом согласно части 1 статьи 254 Кодекса иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российским организациями и гражданами.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. Уплата государственной пошлины с банковского счёта представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платёжном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счёта представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. Уплата государственной пошлины через представителя не является основанием для оставления искового заявления без движения и его последующего возвращения.

2. Уплата госпошлины государственными органами, органами местного самоуправления и иные органами, обратившимися в арбитражный суд.

В соответствии с подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.

До недавнего времени, в том случае, если государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, выступающие в суде от имени соответствующего публично-правового образования выступали в судебном процессе в качестве Ответчика, они также не оплачивали госпошлину, например, если подавали апелляционную и кассационную жалобы.

Между тем, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 13 марта 2007 г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» было разъяснено, что Арбитражный процессуальный кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.

К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц; дела о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов; дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с

неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот; дела по искам, предъявленным к публично-правовыум образованиям в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам созданных ими учреждений.

В определенной степени на принятие данного положения повлияла сложившаяся «нездоровая» ситуация, при которой налоговые органы (руководствуясь внутренней инструкцией) в обязательном порядке обжаловали все судебные акты вплоть до кассационной инстанции. При этом независимо от характера спора, обоснованности своей позиции и наличии правовых оснований. «Бесплатность» процессов сыграла злую шутку.

После принятия Информационного письма № 117 налоговые органы заняли однозначную позицию непринятия данных положений. Со стороны официальных лиц налоговых органов были попытки говорить о необязательности положений данного письма в силу отсутствия прецедетного права в Российской Федерации.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Между тем, данное доводы несостоятельны по следующим причинам:

В соответствии со ст.16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды. Делается это в виде информационных писем.

Постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда публикуются в официальном издании для всеобщего сведения, а также направляются непосредственно арбитражным судам.

Таким образом, на основании вышеуказанных норм можно сделать вывод, что акты судебных органов – постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в которых на основании обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов даются разъяснения по вопросам применения конкретных правовых норм, носят общеобязательный и нормативный характер для судов. Данные разъяснения представляют собой обнародование официальной позиции высших судебных инстанций по вопросам судебной практики и направлены на единообразное и правильное применение судами (общей юрисдикции и арбитражными) федерального законодательства.

Поскольку разъяснение по вопросам судебной практики дает высший судебный орган, который осуществляет и надзор за рассмотрением судами конкретных дел, то этот орган, следуя собственному толкованию, должен будет отменять судебные решения, которые противоречат ему.

3. Возврат госпошлины при принятии решения не в пользу государственных органов.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования” с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.

4. Взыскание госпошлины при отказе Истца от иска.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований уплаченная истцом государственная пошлина возврату из бюджета не подлежит. Данная норма не может рассматриваться как исключающая применение положений АПК РФ о распределении судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возлагающая на истца бремя уплаты пошлины.

Читайте так же:  Необходимые документы для договора ипотеки регистрация в росреестре, список для юридического лица

В соответствии со статьей 112, частью 1 статьи 151 АПК РФ при вынесении определения о прекращении производства по делу суд, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (часть 1 статьи 110 АПК РФ), разрешает вопрос о распределении расходов исходя из того, что в рассматриваемом случае требования истца фактически удовлетворены.

Следовательно, если истец отказался от иска из-за того, что ответчик после вынесения определения о принятии искового заявления к производству удовлетворил исковое требование добровольно, арбитражный суд взыскивает с ответчика в пользу истца понесенные последним расходы по уплате государственной пошлины.

5. Оплата госпошлины при обжаловании инкассового поручения.

При подаче заявления о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа государственная пошлина уплачивается в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса и пунктом 2 части 1 статьи 103 АПК РФ исходя из оспариваемой суммы, подлежащей взысканию на основании указанного документа.

Эти и другие нововведения значительно изменили сложившуюся практику уплаты госпошлины при рассмотрении дел арбитражными судами.

В своем большинстве изменения носят не только уточняющий, конкретизирующий характер, но и направлены на защиту прав граждан и юридических лиц при обжаловании актов государственных органов и органов местного самоуправления.

ГОСПОШЛИНА В АРБИТРАЖНЫЙ СУД
размеры госпошлины в 2019 году

1. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 100 000 рублей – 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей – 4 000 рублей + 3 % суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 7 000 рублей + 2 % суммы, превышающей 200 000 рублей;

от 1 000 001 рубля до 2 млн. рублей – 23 000 рублей + 1 % суммы, превышающей 1 млн. рублей;

свыше 2 млн.рублей – 33000 рублей + 0,5% суммы, превыш. 2 млн.рублей, но не более 200000 руб.

2. При подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными – 6 000 рублей;

2.1 При подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:
для физических лиц – 300 рублей; для юридических лиц – 2 000 рублей;

3. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц – 300 рублей; для юридических лиц – 3 000 рублей;

4. При подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре – 6 000 рублей;

4.1 при подаче заявления о выдаче судебного приказа – 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

5. При подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
для физических лиц – 300 рублей; для юридических лиц – 6 000 рублей;

6. При подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение – 3 000 рублей;

7. При подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

– по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера – в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

– по спорам имущественного характера – в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8. При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда – 3 000 рублей;

9. При подаче заявления об обеспечении иска – 3 000 рублей;

10. При подаче заявления об отмене решения третейского суда – 3 000 рублей;

11. При подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения – 3 000 рублей;

12. При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов – 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13. Утратил силу с 1.01.2013 года.

14. При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
для физических лиц – 300 рублей; для юридических лиц – 6 000 рублей.

Особенности уплаты государственной пошлины
при обращении в арбитражный суд

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1. При подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2. Цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска – арбитражным судом.

Цена иска определяется следующим образом:

– по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;

– по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;

– по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

– по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.

Читайте так же:  Нужна ли лицензия на риэлторскую деятельность

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.

3. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;

4. В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;

5. При подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ;

Льготы по уплате госпошлины
при обращении в арбитражные суды

I. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1. прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2. государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

3. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

II. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы – инвалиды I и II группы.

III. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 млн. рублей.

В случае, если цена иска превышает 1 млн. рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн. рублей. (см. пункт 1 – “Размеры госпошлины при обращении в арбитражные суды”)

Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более одного года.

На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Изображение - Оплата государственной пошлины в арбитражном суде proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.proekt-007.ru%2Fimg%2Fsample-document

Изображение - Оплата государственной пошлины в арбитражном суде proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.proekt-007.ru%2Fimg%2Fconsumer-rights Изображение - Оплата государственной пошлины в арбитражном суде proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.proekt-007.ru%2Fimg%2Fstate-tax

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога (без учета имущества, на которое не может быть обращено взыскание) ;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в т.ч. и уплаченную государственную пошлину.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В случае, если иск будет удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Изображение - Оплата государственной пошлины в арбитражном суде 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here