Обзор нового закона «о защите конкуренции»

Предлагаем информацию по теме: "обзор нового закона «о защите конкуренции»". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Любая страна стремиться к экономическому развитию. Стабильному развитию экономики способствуют рыночные отношения. Если сказать вкратце, рынок – это совокупность отношений между продавцами и покупателями. Сущность рынка выражена в конкуренции. Конкуренция – это отношения, которые складываются среди производителей по вопросам цен и объемов. Федеральный закон от 26 июля 2006 года под номером 135 ФЗ «О защите конкуренции» с актуальными изменениями на текущий год – это законодательная основа защиты конкуренции в РФ. В том числе и защита отечественных «купцов» от деятельности предприятий-монополистов и от недобросовестной конкуренции. Закон конкуренции также призван обеспечить единое экономическое пространство для производителей, что поможет организовывать в РФ эффективные условия для рыночного функционирования.

Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fpravpotrebitel.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

135 федеральный закон достаточно объемный документ и не так просто разобраться в отечественных законах (закон конкуренции не исключение) без специального образования и опыта работы юристом. Именно с такой целью и был создан портал «ПравПотребитель» — помощь простым гражданам понять суть законов, в том числе и комментарии к ним. Ведь чтобы защищать свои права мало того, что их нужно знать (в какой ситуации и на что вы имеете право), но и уметь пользоваться инструментами защиты прав в РФ.

На сайте «ПравПотребитель» у вас есть возможность получить бесплатную консультацию юриста по вопросам применения законодательства РФ с учетом их отечественной и иноземной практики в толковании законов (с актуальными изменениями) и комментариев к ним.

135 федеральный закон о конкуренции посвящает целую главу борьбе с недобросовестной конкуренцией в РФ. Прежде чем изучать закон конкуренции необходимо разобрать понятие недобросовестной конкуренции и ее виды. Под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия «купцов», из-за которых могут пострадать другие производители (понести убытки, потерять доверие потребителей).

Комментарий: конкуренция получит статус недобросовестной, если действия производителя имеют цель получить преимущество перед другими производителями и при этом не являются законными.

То есть один производитель, действует в своих интересах, мешает работать другим, нарушает закон, выводя свой товар на первое место среди аналогичных. Если эти действия каким – либо образом затронут самих потребителей, а не только «купцов», то ситуация уже будет рассматриваться с учетом закона о защите потребительских прав. Закон конкуренции определяет отношение к недобросовестной конкуренции только в отношении поставщиков. Стоит учитывать, что противоправность и недобросовесность это разные понятия. Добросовестность продавца/производителя в трактовке ФЗ 135 и иного законодательства РФ определяется законностью его действий.

Комментарий: законодательство РФ не дает точных разграничений понятий добросовестности и противоправных действий.

  • обязательно выражается в действии хозяйствующего субъекта (то есть бездействия, направленные на увеличение конкурентоспособности товаров не будут считаться недобросовестной конкуренцией;
  • нарушение прав других хозяйствующих субъектов, определенных не только ФЗ РФ, но и нормам делового оборота, справедливости и т.п.;
  • основная (можно даже сказать единственная) цель у хозяйствующего субъекта, пользующегося методами недобросовестной конкуренции – получение преимуществ перед другими предпринимателями;
  • наличие угрозы (или факта) причинения другим предпринимателям урона (убытков) в результате нарушения/ограничения их прав и подрыв деловой репутации конкурентов.

135 федеральный закон устанавливает запрет на различные формы и методы недобросовестной конкуренции.

Рассматриваемый нами федеральный закон защищает права производителей товаров. Одним из инструментов в защите прав «купцов» является антимонопольная политика. За ее соблюдением следит антимонопольный орган. 135 федеральный закон определяет его:

  • функции;
  • полномочия;
  • права сотрудников антимонопольного органа;
  • обязанности сотрудников антимонопольного органа;
  • порядок проведения проверок;
  • порядок предоставления доступа на территории проверяемых объектов сотрудникам антимонопольного органа;
  • порядок проведения осмотра;
  • порядок проведения проверок документации сотрудниками антимонопольного органа;
  • порядок составления протокола по итогам проведения проверок;
  • правила оформления результатов по итогам проведенной проверки;
  • напутствие о последствиях в случае нарушения антимонопольных законов;
  • правила соблюдения сотрудниками антимонопольного органа всех видов тайн, установленных законодательством.

В России антимонопольным органом является ФАС (федеральная антимонопольная служба). Основной функцией работы ФАС является предупреждения/выявление/пресечения нарушений антимонопольной политики. Более подробную информацию можно получить из самого закона или обратившись к консультантам сайта.

Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fpravpotrebitel.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Чтобы более понятной стала роль закона конкуренции в жизни и деятельности предпринимателей РФ, необходимо изучить подробно его функции:

  • образование цен – благодаря конкуренции устанавливается возможность определения равновесной цены на товары с учетом всех затрат на производство;
  • регулирование – благодаря закону конкуренции появляется возможность сбалансировать спрос и предложение;
  • стимулирование – благодаря наличию нескольких производителей аналогичных товаров, чтобы повысить спрос на свою продукцию каждый предприниматель старается выпустить более качественный продукт, увеличить ассортиментный выбор, снижать цены и т.д., что ведет к техническому процессу и развитию;
  • контролирование – подразумевается наблюдения за конкурентоспособностью каждой организации в РФ;
  • дифференциация производителей продукции – конкуренция дает четкое понимание, какое производство является эффективным, а какое нет.

Тщательно изучив функции закона конкуренции можно сделать однозначный вывод – конкуренция является неотъемлемой составляющей современных рыночных отношений. Читатели должны понимать, что такое конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью понимается наличие определенных качеств и свойств, дающих преимущество предпринимателю перед другими производителями.

Чтобы проще было разобраться в любом нормативно – правовом документе к нему составляются комментарии, поясняющие его положения. К ФЗ 135 написаны постатейные комментарии (т.е. комментарий к каждой статье). Их также можно скачать на нашем сайте.

Читайте так же:  Образец заполнения гарантийного талона на товар, пример

135 закон о защите конкуренции состоит из 10 Глав, которые в свою очередь, включают в себя 54 статьи. Содержание всех статей 135-ого мы конечно в данной статье перечислять не будем. Если вам необходимо подробно изучить весь федеральный закон и комментарии к нему вы можете сделать это, скачав все документы на нашем сайте абсолютно бесплатно. Краткий обзор ФЗ, определяющим порядок защиты конкуренции:

  • первая глава, как и в любом другом ФЗ рассказывает об общих положениях;
  • вторая глава характеризует монополистическую деятельность;
  • пункт первый второй главы определяет запреты на различные формы недобросовестных приемов конкуренции;
  • в третьей главе содержится информация о пресечении действий/бездействия властей, если в результате будет ограничено право хозяйствующих субъектов на конкуренцию;
  • в четвертой главе перечисляются антимонопольные требования к ценовым котировкам, торгам, порядку заключения договоров и т.д.;
  • пятая глава о преференциях;
  • шестая глава рассказывает об органе, осуществляющем контроль за антимонополией;
  • из седьмой главы мы узнаем о том, как государство контролирует экономическую концентрацию;
  • восьмая глава повествует о том, какое наказание может грозить за нарушение антимонопольных НПА;
  • в девятой главе рассказывается, каков порядок разбирательств по делам о нарушении антимонопольных НПА;
  • в десятой главе определяется дата, когда ФЗ 135 обретает законную силу.

Как уже было сказано выше, федеральный закон, определяющий порядок защиты конкуренции, достаточно объемный документ. Комментарии к нему имеют еще больший размер. Чтобы изучить эту кипу документов придется затратить много времени и сил. Гораздо проще обратиться за помощью к опытному юристу. Вам необходимо описать, какие из ваших прав были нарушены, и при каких обстоятельствах через форму обратной связи. Практически мгновенно вы получите ответ от квалифицированного специалиста с большим опытом работы.

Обзор изменений, внесенных в Закон о защите конкуренции

Определен порядок пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Республики Крым и города Севастополя

« Трансформация офшора: новая практика использования иностранных компаний и счетов »! VIII налоговая конференция 18 апреля 2019г.

Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fcls.ru%2Fpublic%2Fdata%2Fphoto%2Ftinymce%2Faaa1

В связи с вступлением в силу изменений в Закон о защите конкуренции[1] с 13 июля 2015 года на территории республики Крым и города Севастополя пролонгация договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства будет осуществляться без проведения торгов.

Данное правило распространяется на договоры, заключенные как до 18 марта 2014 года, так и после 18 марта 2014 до 1 июля 2015 года. Продление таких договоров будет осуществляться по общему правилу на срок не менее трех лет, однако по заявлению субъекта малого и среднего предпринимательства данный срок может быть сокращен.

При этом размер арендной платы будет определяться не по результатам оценки рыночной стоимости объекта, а правовыми актами республики Крым и города Севастополя.

Обязательным условием для применения данного правила является надлежащее исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства своих обязанности по данным договорам.

Важно отметить, что органы власти на территории Крымского региона не вправе отказать в заключении подобного договора аренды при его пролонгации. В случае же отказа органа власти, арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязанности по договору, вправе в судебном порядке требовать перевода на себя прав и обязанностей по договору, заключенному органом власти в отношении спорного имущества с другим лицом.

[1] Изменения внесены Федеральным законом № 213-ФЗ от 13.07.2015 в статью 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fcls.ru%2Fpublic%2Fdata%2Fphoto%2Ftinymce%2Fimage001

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ирина Акимова
Советник

  • О компании
  • Пресс-центр
  • Карьера
  • Контакты
  • Кабинет клиента
  • ENG
  • РУС
  • FIN
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Обзоры законодательства
    • Саморегулируемые организации на финансовом рынке и требования Закона о защите конкуренции

    Информация и связи

    Саморегулируемые организации на финансовом рынке и требования Закона о защите конкуренции

    Федеральный закон (1) (далее – Закон о СРО), регулирующий создание и деятельность саморегулируемых организаций (далее – СРО) в сфере финансового рынка, вступил в силу в начале 2016 года. В соответствии с законом, СРО в сфере финансового рынка занимаются деятельностью по разработке стандартов финансовых организаций и контролю за соблюдением требований указанных стандартов.

    Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом и Законом о некоммерческих организациях (2) в форме ассоциации или союза, объединяющая финансовые организации – брокеров, дилеров, страховые организации, депозитариев, негосударственные пенсионные фонды и др.

    СРО должно отвечать определенным требованиям, таким как:

    • в состав СРО должно входить не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности;
    • иметь разработанные стандарты, регулирующие условия членства, порядок проведения проверок, требования к деловой репутации, правила профессиональной этики, а также систему мер воздействия за несоблюдение требований СРО;
    • иметь в своем составе органы управления и специализированные органы (контролирующий орган, орган по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов СРО и иные);
    • лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа СРО, должно отвечать установленным требованиям.

    При этом каждая финансовая организация обязана вступить в СРО по своему виду деятельности в течение ста восьмидесяти дней после образования СРО, либо после выхода из членов другой СРО. Если финансовая организация уже состоит в СРО по своему виду деятельности, она может вступить в СРО того же вида в качестве ассоциированного члена с правом совещательного голоса.

    Необходимо отметить, что СРО наделяются значительными полномочиям, среди которых отдельно можно выделить:

    • полномочия по сбору и направлению отчетности своих членов в Банк;
    • функции по контролю деятельности своих членов, в том числе путем плановых и внеплановых проверок;
    • полномочия по применению мер ответственности за несоблюдение стандартов СРО;
    • рассмотрение обращений физических и юридических лиц в отношении своих членов;
    • информационное взаимодействию с Банком России по вопросам отзыва лицензии у членов СРО, нарушений требований законодательства, направления графика плановых проверок своих членов на текущих год, направления информации по своим членам;
    • создание рабочих групп с Банком России для совместной подготовки проектов нормативных актов.

    По мнению разработчиков закона, введение этого нового обязательного для финансовых рынков института направлено на повышение роли саморегулирования в деятельности участников рынка в условиях их количественного роста и усложнения самого рынка. Закон о СРО в сфере финансового рынка должен в перспективе повысить конкурентоспособность, сформировать целостную регулятивную систему, отвечающую профессиональным интересам участников и требованиям контроля, а также усилить защиту прав потребителей финансовых услуг.

    Однако, представляется, что Законом могут быть созданы дополнительные административные барьеры для новых и уже действующих участников финансового рынка, а также создано поле для потенциальных нарушений требований антимонопольного законодательства со стороны СРО и его членов. Напомним, что Законом о защите конкуренции установлен запрет на заключение соглашений, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе соглашений об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

    В практике антимонопольного органа уже имеются случаи, когда СРО, в том числе и на финансовом рынке, признавались нарушившими антимонопольное законодательство. В частности, группа страховых компаний была признана нарушившей Закон о защите конкуренции путем заключения соглашения об установлении условий членства в НССО – саморегулируемой организации в сфере услуг по обязательному страхованию. Нарушение, по мнению антимонопольного органа, выразилось в том, что действительные члены НССО приняли такую версию Устава и внутренних документов, в соответствии с которой иные члены объединения были лишены возможности участвовать в управлении союзом, а также в разработке стандартов и правил профессиональной деятельности.

    Справедливым будем отметить, что впоследствии арбитражные суды отменили данное решение ФАС России.

    Есть и иные подобные прецеденты, в частности в Арбитражном суде Кемеровской области в настоящее время рассматривается иск, поданный Кузбасской саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, об обжаловании решения Кемеровского УФАС России. Антимонопольный орган в данном случае признал СРО злоупотребившей своим доминирующим положением путем создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

    Представляется, что процесс создания СРО будет достаточно сложным. Например, при образовании первой по новому закону СРО (на рынке НПФ) среди участников рынка возникли разногласия, которые в итоге привели к тому, что часть НПФ, высказывающих альтернативную точку зрения, не вошла в совет СРО. Следует учитывать, что процесс образования СРО, как и его дальнейшее функционирование, должен отвечать принципам добросовестной конкуренции, а органы управления СРО не допускать дискриминацию отдельных участников рынка.

    [1] Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    [2] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=https%3A%2F%2Frusjurist.ru%2Fstorage%2Fimages%2F64%2FAss7rpxuRvkLXOC29Nv5FJUhKZFxT5c1YqDJAxus

    Защита конкуренции и антимонопольное законодательство

    П. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируется поддержка рыночных условий, а п. 2 ст. 34 – запрещается монополизация и недобросовестная конкуренция.

    Для реализации указанных положений разработана и введена целая система антимонопольного законодательства.

    Антимонопольное законодательство начало формироваться в 1991 году. Первым законом, заложившим базу правового регулирования деятельности субъектов рыночных отношений, считается ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 22.03.1991 № 948-1.

    После него были приняты ФЗ «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов…» (ныне «О контрактной системе…»), «О рынке ценных бумаг» и др.

    Вопросы защиты конкуренции также нашли свое отражение в ГК РФ, УК РФ и КоАП РФ.

    Все эти законы имеют своею целью эффективную работу рынков товаров, услуг, финансовых активов, регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью, и пресечение недобросовестной конкуренции.

    ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ) согласно п. 2 ст. 1 разработан с целью обеспечить:

    • единое экономическое пространство;
    • свободу перемещения товаров;
    • свободу экономической деятельности в РФ;
    • результативную работу товарных рынков.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ является частью антимонопольного законодательства.

    ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

    Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

    Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

    В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

    Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

    В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия.

    Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

    Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

    Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

    Закон № 135-ФЗ действует:

    • во времени;
    • в пространстве;
    • по кругу лиц;
    • по регулируемым отношениям (объектам регулирования).
    Нет тематического видео для этой статьи.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

    Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

    К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

    • коммерческие и некоммерческие организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
    • органы государственной власти.

    Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

    Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

    Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия.

    Отношения, регулируемые законом о защите конкуренции

    Закон о конкуренции регулирует не только отношения хозяйствующих субъектов, но и участие в них органов государственной власти, которые с помощью своих полномочий могут влиять на конкурентные отношения.

    Для них (органов власти) установлены запреты на действия (бездействие), принятие актов, которыми не допускается, устраняется, ограничивается конкуренция.

    Особое внимание законодатель уделил порядку предоставления государственных и муниципальных преференций.

    Последние изменения, коснувшиеся гл. 5 закона № 135-ФЗ, направлены на создание прозрачной системы предоставления преференций, общественного контроля за деятельностью чиновников и борьбы с коррупцией.

    В этой главе перечисляются разрешенные виды преференций, виды, которые нужно согласовывать с антимонопольным органом и запрещенные виды.

    Некоторые виды отношений, попавшие в сферу применения закона № 135-ФЗ, имеют свою нормативную базу.

    Так, порядок проведения торгов, запроса котировок цен и предложений установлен ФЗ «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ, «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и т. д. Тем не менее к этим отношениям предъявляются дополнительные антимонопольные требования, изложенные в гл. 4 закона № 135-ФЗ.

    Таким образом, закон № 135-ФЗ регулирует, ограничивает, запрещает те или иные действия, способные привести к недобросовестной конкуренции, последствиями которой являются нанесение ущерба, ущемление интересов или банкротство контрагентов.

    На стадии конкурсного производства, как правило, открываются торги и происходит продажа имущества должника.

    С наступлением этого момента, а именно после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любая передача имущества должника третьим лицам (продажа, переход во временное владение и пользование) может осуществляться только в порядке, установленном гл. VII закона № 127-ФЗ (постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 по делу № А50-12480/2012).

    То есть в процедуре конкурсного производства законодательство о защите конкуренции применять запрещено. Антимонопольная служба не вправе выдавать предписания в отношении должника и влиять на реализацию имущества.

    Антимонопольное законодательство появилось и стало развиваться в 1991 году.

    Основным законом считается закон о защите конкуренции, который содержит в себе базовые понятия и требования к деятельности всех участников всех рынков.

    Антимонопольный орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела, анализирует рыночные процессы, выдает предписания и разрешения на предоставление преференций.

    Во время процедуры банкротства, а именно на стадии конкурсного производства, антимонопольный орган не вправе вмешаться в организацию торгов имущества должника.

    Главный нормативный акт российского антимонопольного законодательства – Федеральный закон о защите конкуренции №135-ФЗ от 26 июля 2006 года действует уже на протяжении 10 лет, за которые ему пришлось четырежды претерпеть серьёзные изменения. Последние поправки, разработанные и утверждённые Госдумой ещё в сентябре 2015-го, официально вступили в силу 10 января 2016 года. Очередная попытка Правительства Российской Федерации усовершенствовать законодательную базу, отвечающую за борьбу с недобросовестной конкуренцией, — свидетельство того, что постоянно меняющиеся рыночные условия вынуждают чиновников регулярно вмешиваться в борьбу участников товарного рынка с монополистами.

    Что подразумевается под недобросовестной конкуренцией – описано в ст. 4 Закона. Определение Федерального Закона отсылает и к статье 34, п.2 Конституции Российской Федерации.
    Конституция РФ не поощряет действия на товарном рынке, преследующую монополизацию или недобросовестную конкуренцию.
    Статья указывает нормы и правила, по которым устраняются преимущества перед конкурентами с использованием незаконных методов. В своей работе хозяйствующие субъекты обязаны руководствоваться положениями Закона, общепринятыми обычаями делового оборота, и требованиям добропорядочности и справедливости. Недобросовестная конкуренция — искусственное причинение убытков конкурентам, равно как и нанесение вреда деловой репутации.
    Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fyconsult.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fzakon-o-zaschite-konkurencii-1-300x225

    Последний антимонопольный пакет — уже четвёртый за время действия Федерального закона. Дебаты среди чиновников разгорелись из-за последней редакции закона. 11 месяцев законодатели обсуждали необходимость внесения тех или иных поправок. К дискуссии привлекался непосредственный автор закона – Федеральная антимонопольная служба (ФАС), представители Министерства юстиции, Минэкономразвития, Российского союза промышленников и предпринимателей, Федеральной службы по тарифам. Ожидается, что новые поправки сократят административное вмешательство в работу коммерческих структур и снизят административную нагрузку на бизнес.

    Итак, с 2016 года антимонопольный орган (ФАС):

    • лишили доступа к налоговой тайне,
    • исключили контроль за проведением сделок с участием государственных монополий,
    • из списка объектов антимонопольного регулирования убрали понятие «интеллектуальная собственность».
    • Кроме того, из компетенции ФАС исключены конкурсы приватизации госимущества.
    • Реестры юридических лиц-владельцев 35+% товарного рынка, в текущем году упраздняют.

    Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fyconsult.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fzakon-o-zaschite-konkurencii-3-300x207


    В антимонопольное законодательство введены правила недискриминационного доступа (ПНД) в отношении структур, охватывающих долю 70+%. Прежде эти правила распространялись только на монополии. Сегодня, устанавливаемые правительством, они регулируют каждодневные операции компаний:
    • определяют условия заключения договоров;
    • устанавливают цены или принципы определения цен на некоторые виды товаров;
    • определяют круг потребителей;
    • требуют реализовать продукцию, являющуюся дефицитом и пр.

    Согласно новым поправкам, закон получил главу, расширяющую понятие «недобросовестной конкуренции» и указывающую на недопустимость дискредитации конкурентных компаний, распространения о них ложных сведений, использования не принадлежащих себе товарных знаков.

    Полную версию закона можно скачать по ссылке.

    Защита конкуренции: судебная практика и законодательство

    Ожидается, что федеральный закон в действующей редакции либерализует законодательство. Это окажет влияние и на судебную практику дел о защите конкуренции. Серьезное нововведение, касающееся хозяйствующих субъектов из числа представителей среднего и малого бизнеса, – запрет на проведение внеплановых проверок со стороны ФАС. Теперь антимонопольный орган обязан получить на это санкцию прокурора.
    Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» proxy?url=http%3A%2F%2Fyconsult.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F06%2Fzakon-o-zaschite-konkurencii-2-300x176


    Применительно к судебным процессам, возбуждение дела без соответствующего уведомления компании невозможно. При этом ФАС создает специальную апелляционную коллегию для жалоб на органы местного самоуправления и федеральные органы исполнительной власти, на юридических лиц, уличённых в недобросовестной конкуренции. Решение антимонопольного органа может по-прежнему включать наложение фиксированного административного или оборотного штрафа (до 15% прибыли на товарном рынке).

    Разъяснение N 16 “О применении частей 7, 8 статьи 11 закона о защите конкуренции” (утв. протоколом Президиума ФАС России от 13.03.2019 N 2)

    Настоящее разъяснение подготовлено ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства при установлении фактов заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами.

    В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции) запрет на антиконкурентные соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

    Согласно части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции под контролем в настоящей статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

    – распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица;

    – осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

    Таким образом, запреты, установленные статьёй 11 Закона о защите конкуренции, не распространяются на хозяйствующих субъектов, входящих в подконтрольную группу лиц в соответствии с частями 7 и 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

    В целях установления допустимости антиконкурентных соглашений в соответствии с частью 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции антимонопольному органу следует установить совокупность и одновременность выполнения следующих условий:

    – наличие признаков антиконкурентных соглашений, запрет на которые установлен статьёй 11 Закона о защите конкуренции;

    – нахождение хозяйствующих субъектов в группе лиц по одному из условий, предусмотренных статьёй 9 Закона о защите конкуренции;

    – установление контроля одним хозяйствующим субъектов в отношении другого, либо наличие контроля со стороны одного лица.

    Вопрос о наличии признаков вышеупомянутых антиконкурентных соглашений может быть решен ФАС России в рамках процедур рассмотрения заявлений, материалов, а также по итогам проведения проверок и при возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке Главы 9 Закона о защите конкуренции.

    В случае наличия признаков антиконкурентных соглашений, при условии допустимости таких соглашений в порядке частей 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, результатом рассмотрения заявлений, материалов является отказ в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, в случаях с установлением указанной совокупности условий на этапе рассмотрения дела, такое дело подлежит прекращению в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

    В группу лиц юридического лица входят все юридические и физические лица, применительно к которым выполняется одно или несколько оснований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, то есть все лица, которые участвуют в данном юридическом лице и в которых участвует это юридическое лицо.

    Из системного анализа пунктов 9 и 17 статьи 4, статей 5, 27, 28 и 29 Закона о защите конкуренции следует, что перечисленные в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции признаки, при наличии которых хозяйствующие субъекты относятся к группе лиц, обусловлены целью установления доминирующего положения хозяйствующих субъектов и наличия у них рыночной власти на том или ином товарном рынке, оценки возможности этими лицами проводить на рынке единую коммерческую политику и их влияния на состояние конкуренции, а также контроля за экономической концентрацией.

    Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц (часть 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции).

    В свою очередь частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен закрытый перечень критериев отнесения хозяйствующих субъектов к подконтрольной группе лиц, при соблюдении которых допускается заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами.

    Таким образом, часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции является специальной нормой по отношению к статье 9 Закона о защите конкуренции, в части определения допустимости антиконкурентных соглашений, запрет на которые установлен статьёй 11 Закона о защите конкуренции.

    Расширительное толкование критериев контроля, предусмотренных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, недопустимо в связи с наличием исчерпывающего и законченного перечня таких критериев допустимости антиконкурентных соглашений.

    Недопустимым является расширительное толкование положения части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции при наличии родственных связей между учредителями, акционерами или единоличными исполнительными органами хозяйствующих субъектов.

    Наличие родственных связей может являться основанием для включения таких хозяйствующих субъектов в одну группу лиц по признакам, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. При этом, заключение антиконкурентных соглашений будет являться допустимым между такими хозяйствующими субъектами при условии выполнения хотя бы одного из критериев контроля, установленных частью 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

    При этом наличие права совместной собственности на доли в уставном капитале коммерческой организации у лиц, находящихся в браке, не означает, что у каждого из супругов в отдельности возникает право распоряжения как принадлежащей ему долей, так и долей, принадлежащей его супругу (супруге). То есть, если при сложении долей в уставном капитале, принадлежащих обоим супругам в нескольких юридических лицах, образующих группу лиц в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции, сумма этих долей превышает пятьдесят процентов уставного капитала в каждом из этих юридических лиц, но доля каждого из супругов в отдельности не превышает пятидесяти процентов в уставном капитале этих юридических лиц, то такую группу лиц нельзя считать находящейся под контролем кого-либо из указанных супругов.

    Таким образом, подконтрольной признается только группа лиц, в которой одно физическое или юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица и (или) осуществления функций исполнительного органа юридического лица.

    В то же время одновременное участие членов одной группы лиц в торгах или в сделках на товарных рынках, если эта группа не находится под контролем одного лица, не означает обязательного наличия между ними антиконкурентного соглашения. Само по себе нахождение в одной группе лиц, даже в силу близких родственных отношений между учредителями входящих в нее хозяйствующих субъектов, не может рассматриваться как достаточное доказательство заключения между ними антиконкурентного соглашения.

    Доказывание наличия нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции, если антиконкурентное соглашение заключено внутри неподконтрольной группы лиц, отвечает таким же требованиям, что и доказывание такого нарушения, совершенного независимыми хозяйствующими субъектами, на основании всей совокупности прямых и косвенных доказательств.

    Запрет на антиконкурентные соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких субъектов в отношении другого установлен контроль либо если такие субъекты находятся под контролем одного лица.

    ФАС России разъяснила, как определяется:

    – наличие признаков антиконкурентных соглашений;

    – нахождение хозяйствующих субъектов в группе лиц;

    – установление контроля одним субъектом в отношении другого либо наличие контроля со стороны одного лица.

    Одновременное участие членов одной группы лиц в торгах или сделках на товарных рынках, если эта группа не контролируется одним лицом, еще не означает обязательного наличия между ними антиконкурентного соглашения. Само по себе нахождение в одной группе лиц в силу близких родственных отношений между учредителями входящих в нее субъектов не считается достаточным доказательством заключения между ними антиконкурентного соглашения.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Изображение - Обзор нового закона «о защите конкуренции» 909847562412
    Автор статьи: Артур Морозов

    Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
Оценка 4.9 проголосовавших: 12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here