Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка

Предлагаем информацию по теме: "обоснование местоположения уточненных границ земельного участка". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 О государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка

Управление обеспечения кадастровых и землеустроительных работ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение, поступившее в Росреестр из Минэкономразвития России, сообщает.

В связи с отсутствием сведений об объекте недвижимости: об адресе, местоположении, кадастровом номере земельного участка, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.

Вместе с тем, по затронутым в обращении вопросам полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, учете части земельного участка или государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план. Форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 (далее – приказ № 412).

На основании части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом № 412 (далее – Требования), выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».

При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (далее – картографические материалы). Кроме того, полагаем, в случае отсутствия картографических материалов государственного кадастра при проведении кадастровых работ, кадастровый инженер в том числе может использовать сведения, подтверждающие нахождение объекта недвижимости, в виде картографических материалов более мелкого масштаба, а также иной вспомогательный материал, который не противоречит результатам проведенного межевания – генеральный план территории, план садового товарищества, план БТИ и другие материалы.

Вместе с тем в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например, забор);

сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Кроме того, согласно пункту 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Также в качестве справочных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков 15 и более лет, могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы межевых (землеустроительных) дел из государственного фонда данных; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

В свою очередь наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения к межевому плану не включаются.

Учитывая изложенное, требования органа кадастрового учета правомерны.

При этом согласно части 3 статьи 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Порядок согласования местоположения границ земельных участков регламентирован статьями 39, 40 Закона о кадастре.

Вместе с тем, по мнению УОКЗР, подтверждением правомерности определенного кадастровым инженером местоположения границ земельного участка являются подписи заинтересованных лиц, содержащиеся в акте согласования местоположения границ земельного участка, оформленном в соответствии с положениями статьи 40 Закона о кадастре.

Читайте так же:  Покупка жилья у родственников на материнский капитал

При постановке на кадастровый учет, а также уточнении местоположения границ земельного участка в орган кадастрового учета вместе с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется по документам, подтверждающим право на земельный участок. При их отсутствии местоположение границ определяется с использованием карт (планов), подтверждающих фактическое местоположение границ на местности 15 и более лет. В случае их отсутствия можно использовать картографические материалы более мелкого масштаба, план садового товарищества, план БТИ и др.

В разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы материалы картографо-геодезического фонда, или землеустроительная документация, хранящаяся в госфонде данных. Также в качестве справочных документов могут быть использованы ситуационные планы в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках; материалы межевых (землеустроительных) дел; материалы лесоустройства; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (генеральные планы) и иные документы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Решение суда об уточнении местоположения границ и площади земельного участка № 2-4640/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

при секретаре Трофимовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Криворотовой В.Н, к НСТ «Нива» об уточнении местоположения границ и площади земельного участка,

Криворотова В.Н. обратилась в суд с исковыми требованиями к НСТ «Нива» об установлении фактической площади земельного участка, а также границ, согласно геодезическим данным, приведенным в межевом плане.

Свои требования мотивировала тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: . В феврале 2017 г. она решила уточнить границы своего земельного участка, для чего обратилась в ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ». Для установления и уточнения границ земельного участка был подготовлен межевой план и подано заявление в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК, однако осуществление кадастрового учета было приостановлено по причине отсутствия в межевом плане проекта организации территории садового товарищества, так как данные документы в государственном фонде отсутствуют. Просит суд установить существование фактических границ на местности земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , по установленным координатам характерных точек межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером ФИО5, квалификационный аттестат № и считать данные границы межевого плана согласованными.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования уточнила, просила суд установить существование фактических границ на местности земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , по установленным координатам характерных точек межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером ФИО5, квалификационный аттестат №, указав, что данное решение суда является основанием для внесения изменений в сведения ГКН.

Представитель филиала ФГБУ «ФКП Ростреетсра» по КК по доверенности Сергиевская И.С. в судебном заседании полагалась на усмотрение суда.

Председатель НСТ «Нива» ФИО7 в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения заявленных исковых требований не возражал.

Суд, выслушав мнение истца, третье лицо, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено судом, Криворотова В.Н. является собственником земельного участка, площадью кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , на основании постановления администрации г. Краснодара № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Уведомлением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по КК № от ДД.ММ.ГГГГ, был приостановлен государственный кадастровый учет земельного участка, поскольку документы, включенные в состав приложения представленного межевого плана не содержат сведений, определяющих местоположение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №

Согласно абз. 1 п.70.1 Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов) представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом указанные документы или их копии в составе Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Читайте так же:  Норматив температуры радиаторов отопления в многоквартирном доме

П.22 Требований к подготовке межевого плана установлено, что Межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Указанные в настоящем пункте документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Согласно п.23 Требований к подготовке межевого плана, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; вступившие в законную силу судебные акты; иные предусмотренные законодательством документы.

Межевой план, изготовленный ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ», был подготовлен в результате кадастровых работ в связи с уточнением местоположения

границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , при этом было выявлено, что фактическая площадь данного земельного участка составляет кв.м., что на 1 кв.м. больше, чем указано в сведениях, содержащихся в ГКН. Документ, подтверждающий местоположение земельного участка, а именно Проект границ организации и застройки в архиве Управления Росреестра по КК отсутствует, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, принимая во внимание, что при подготовке межевого плана, документ, утвержденный органом местного самоуправления — проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не использовался, следовательно, необходимости его приложения к документам не имеется, суд находит основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Иск Криворотовой В.Н, к НСТ «Нива» об уточнении местоположения границ и площади земельного участка — удовлетворить.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного кадастровым инженером ФИО5, квалификационный аттестат №.

Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения о вышеуказанном земельном участке в ГКН.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Решения судов в категории “Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием”

Воронова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар об устранении препятствий в пользовании земельным участком, мотивируя свои требования тем, что, она, являясь собственником земельного участка с кадас.

Сокуренко Ж.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просил сохранить жилой дом, расположенный по адресу: , общей площадью кв.м., жилой кв.м. в переустроенном и реконструированном состоянии.

Уточнение местоположения границ и площади земельного участка

Изменение уникальных характеристик (уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка)

Если в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то по инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться кадастровый учет изменений (уточнений) в указанных сведениях (учет в связи с изменением уникальных характеристик участка) (рисунок 3.1).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если эти документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее было установлено, что при уточнении границ земельных участков учитываются сведения, содержащиеся в правоустанавливающем документе, и фактическое землепользование).

кадастровый учет граница площадь

Рисунок 3.1 – Уточнение сведений о местоположении границ и площади земельного участка

Исходя из комплексного анализа норм Закона о кадастре, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в следующих случаях:

­ при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

­ в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Под уточнением границ земельного участка понимается уточнение описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным Федеральным законом № 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Читайте так же:  Электронная гарантия samsung

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, которые одновременно являются границами другого (смежного) земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка (п.3 ст.25 Федерального закона № 221-ФЗ).

При уточнении сведений речь идет только об уточняемых земельных участках, требования к которым можно выстроить, изучив перечень оснований для отказа в государственном кадастровом учете, установленный Порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Таких требований получается три:

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

­ площадь уточняемого земельного участка не должна быть больше площади, содержащейся в системе государственного кадастра недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.1 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ при уточнении местоположения границ земельных участков должен соблюдаться порядок согласования местоположения границ земельных участков, предусмотренный ст.39 и 40 Федерального закона № 221-ФЗ (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ);

­ местоположение границы уточняемого земельного участка должно быть согласовано, за исключением случаев признания границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (отказ в государственном кадастровом учете на основании п.2 ч.5 ст.27 Федерального закона № 221-ФЗ).

Уточнение допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, определенных с нормативной точностью.

Межевой план оформляется в виде одного документа в случае, если одновременно уточняется местоположение границы земельного участка и сведения частях земельного участка. Если образование земельных участков сопровождалось проведением кадастровых работ по уточнению местоположения границы исходного (измененного) земельного участка, оформляются: межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

При изменении общей границы земельных участков подготовка документации по планировке территории не требуется.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Для изменения сведений о площади и (или) границах земельного участка необходимо предоставить в орган кадастрового учёта следующие документы:

Заявление о государственном кадастровом учете изменений, составленное по форме приложения № 2 к приказу Минюста России от 20.02.2008 № 34. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости (часть 4 статьи 20 Закона).

Копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок. Представляется при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости.

Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.

Копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Верность представляемых копий документов должна быть засвидетельствована в порядке, установленном законодательством. Представление такой копии не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет документ в подлиннике. Этот документ после копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю. Местоположение границ определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если разница в значениях площади, указанной в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактической площади такого земельного участка, внесенной в ГКН, не превышает минимальный размер, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (если такой размер не установлен, не превышает величину площади более чем на десять процентов), то при отсутствии иных оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации право собственности на такие земельные участки (или соответствующие изменения в ЕГРП) может быть зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

Читайте так же:  Какая неденежная помощь полагается семьям с детьми-инвалидами

Необходимо отметить, что согласно ч.6 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не являются основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

Кадастровый инженер должен обосновать в заключении уточненное местоположение границ земельного участка и включить в приложение копии документов, определяющих границы:

­ документы, подтверждающие право на земельный участок;

­ или при их отсутствии документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании;

­ или при их отсутствии документы, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков более 15 лет назад, например:

· карты и планы, являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости

· фотопланы местности масштаба 1: 5 000 и крупнее.

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 66: 28: 5501001: 110

Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка

Изображение - Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakon.wiki%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

В процессе хозяйствования на земельном участке его владельцу приходится сталкиваться с разными проблемами. Одной из них может быть конфликт с соседями, собственниками смежных наделов.

Споры могут разрешаться мирно, при спокойном рассмотрении вопроса, при помощи консультации опытного квалифицированного юриста. Но иногда они даже доходят до суда, и обе стороны втягиваются в длительные и изматывающие судебные разбирательства.

Из-за чего чаще всего возникают недоразумения между хозяевами соседних наделов? Наиболее распространенная причина конфликта – границы участка. Одной из сторон спора кажется, что ее интересы нарушены, сосед отобрал кусок территории или неправильно установил ограждение.

И только профессиональное заключение кадастрового инженера при уточнении границ может доказать правоту одного соседа и безосновательные притязания другого.

ВНИМАНИЕ! Земельные споры возникают чаще всего в том случае, если вовремя не было проведено межевание, установление границ кадастровыми инженерами.

Вопросы землеустройства важны для собственника каждого участка земли, следует ответственно относиться к своему имуществу, управлять им с учетом законодательных норм.

Длительное время земельные наделы предоставлялись гражданам при несовершенном земельном законодательстве, даже процедура межевания и постановки имущества на кадастровый учет не были обязательной нормой. В итоге огромные территории с участками не имеют четкого и правильного плана, на карте нельзя указать точные рубежи всех наделов.

Это становится препятствием на пути эффективного и бережного землепользования, может привести к спорам по тем или иным территориям между собственниками. Чтобы исправить ситуацию, на правительственном уровне принято решение об обязательной процедуре межевания, постановки на учет в кадастре и регистрации в Росреестре недвижимого имущества при проведении любой сделки с землей.

Владельцы не могут продать, поменять, сдать в аренду свою землю, если они не получили права собственности, не зарегистрировали участок. Уточнение границ необходимо собственникам также для нормальных взаимоотношений с соседями, хозяева смежных земельных площадей.

Владельцам рекомендуется провести проверку кадастровых документов на свою землю и уточнить ее границы, это предписывается земельным законодательством.

ВНИМАНИЕ! Уточнение проводится в том случае, если гражданин имеет свидетельство о право собственности.

Для выполнения процедуры приглашаются специалисты, владеющие нужным оборудованием и технологиям. Клиент таких специалистов должен знать, что должно быть выполнено не только измерение участка, но и описание результата работы.

Куда вносятся данные заключения? Полученные в процессе уточнения рубежей результаты заносятся в кадастровые документы – паспорт, план. А потом на их основание выдается еще и кадастровый номер. Он индивидуален для каждого участка.

Изображение - Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakon.wiki%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Основным документом, который принимается во внимание в процессе уточнения, является свидетельство о праве собственности.

Иногда владелец не может предоставить данной бумаги, так как он ее еще не получал. В таком случае специалист ориентируется на другие документы. При образовании надела выдавался один из видов документов, которые использовались в то время.

Вопрос уточнения границ по документам на участок рассматривается в законе «О госкадастре недвижимости», который вышел 24.07.15. Что делать, если нет никаких документов на надел?

В таком случае, основой работ по уточнению становятся те рубежи, которые использовались при эксплуатации надела не позднее, чем 15 лет назад. Специалисту могут служить ориентирами объекты природного происхождения или искусственного. Пример одного из таких объектов – лесополоса, за которой начинается другой надел.

Для того, чтобы провести процедуру уточнения для одного участка или массово, существует много причин:

  1. Одна из них – предстоящая сделка с участком. Сделка по купле-продаже не будет зарегистрирована, если надел не имеет точных координат, границ, которые должны быть указаны в кадастровом паспорте.
  2. Также причинами для уточнения становятся и другие сделки по участку. Для любых землеотношений требуется, чтобы были приведены в порядок документы, уточнены все сведения по недвижимости.
  3. Вызывается специалист для упорядочения границ и в случаях (они, к сожалению, случаются нередко) конфликтов между соседями. При длительной эксплуатации наделов редко получается избежать каких-то недоразумений, даже незначительных, с собственниками смежных наделов.
Читайте так же:  Порядок обжалования постановления об административном правонарушении гибдд

Даже если надел и был продан, новый собственник обязан провести процесс уточнения, иначе уже он столкнется с проблемами при землеиспользовании.

Проще всего разрешить спор по границам – это провести обоснование местоположения уточненных границ земельного и зафиксировать результат документально. Самостоятельно такую работу выполнить нельзя, потребуется помощь кадастрового инженера, имеющего лицензию на такие услуги.

Возникает необходимость в уточнении и тогда, когда предшествующие результаты оказались неточными, выполнены неправильно.

Следует в таком случае потратить время и провести работу повторно, чтобы больше не сталкиваться с проблемами при эксплуатации недвижимого имущества.

По своему принципу уточнение рубежей надела является простой и понятной процедурой. Главное требование к такой работе – соблюдение закона «О госкадастре недвижимости» и других законодательных положений.

Также в процессе уточнения не должны быть нарушены права других землепользователей. Неспециалист не может проводить, по закону такие работы. Для установления точности границ нужно обратиться к лицензированному кадастровому инженеру.

В кадастровой службе можно взять стандартный бланк заявления на работы. По правилам услуга выполняется по отношению к тем участкам, владельцы которых имеют на руках свидетельство, подтверждающее права собственника. Но возможно рассмотрение заявки на уточнение и при отсутствии свидетельства, но нужны будут другие бумаги на землю.

Получив на руки результат действий по уточнению, собственник теперь сможет начинать процедуру любых сделок по своей земле. К тому же при любых притязаниях соседей на его территорию он имеет веский аргумент, защищающий его интересы. Сама процедура уточнения состоит из нескольких важных этапов:

  • На первом, подготовительном, собирается нужная документация, устанавливаются сроки выполнения процесса. Также важно в начале уточнения оповестить о его проведении хозяев смежных наделов.
  • Второй этапный период – сами работы по уточнению. Кадастровый инженер измеряет участок, проводит его съемку.
  • Последний шаг – завершающий. Во время этого этапа анализируется полученные при измерении результаты, оформляется заключение. Документы по процессу вручаются собственнику.

Данные уточнения должны быть отражены в межевом плане. Особенно нужно обратить внимание на расхождения с прежними измерениями.

Процедура должна выполняться строго по установленному порядку, только тогда она будет считаться законной. Вместе с уточнением границ инженер может выполнить и другие операции по земельному участку.

Например, в его компетенции – установление адреса, координат. В связи с этим и придается большое значение подготовительному этапу, во время которого инженер имеет возможность изучить все бумаги по имуществу своего заказчика.

Изображение - Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakon.wiki%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

После того, как проведены все процессы на земле, инженеры приступают к подготовке такого важного документа, как акт согласования работ.

Существует стандартный образец такой бумаги, и нужно придерживаться его при написании акта. Акт передается заказчику, он должен пописать его в случае согласия с результатами.

Если клиент имеет претензии к работе специалистов, не уверен в точности установления границ, он может не подписывать акт.

Составление и подписание акта не завершает работу кадастровых инженеров. Последующая их задача – составление плана межевания. Что ложится в основу такого плана? В основе – те же результаты уточнения. Как видно, установление точных границ имеет значение для составления многих кадастровых документов, поэтому стоит ответственно отнестись к такому процессу.

При необходимости проведения уточнения границ собственник должен обратиться в кадастровой компанию, палату, сделать заявку на услуги кадастрового инженера. Перед подачей заявки нудно будет собрать определенный перечень документов:

  1. Копия гражданского паспорта.
  2. Свидетельство о правах на собственность.
  3. Кадастровый план от предыдущего хозяина.
  4. План, на котором отражаются застройки.
  5. Проект межевания.

Уточнение – процедура платная, следует быть готовым к финансовым затратам. Стоимость работы зависит от площади надела, от других особенностей. Иногда цена услуги может дойти до шести тысяч.

Работы по измерению могут быть выполнены только при использовании специального инструмента, оборудования геодезического типа. Инженер при помощи инструмента снимает мерки территории, переносит их на карту.

Используется фотосъемка, другие технологии. Обязательно осуществляется осмотр почвы. Если на участке есть какие-то неровности, их нужно измерить отдельно.

Какая информация указывается специалистом в заключении – документальном итоге работы? Нужно помнить о том, что заключение составляется по образцу и в нем должны присутствовать сведения:

  • о несоответствии установленных границ и указанных в кадастре, о способе их устранения;
  • о возражении, если оно имеется, по поводу местоположения рубежей надела.

Заключение поможет решить проблемы с участком при постановке его на учет.

ВНИМАНИЕ! Закон выделяет около двух недель на проведение работ по уточнению.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы инженер уложился в такой срок, клиент должен подготовить все необходимые документы. Есть факторы, которые могут повлиять на выполнения работ – это отсутствие регистрации на кадастровом учете, отсутствие правоустанавливающих и других документов, в которых могут определяться параметры и местоположение надела.

Изображение - Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here