Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок

Предлагаем информацию по теме: "когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Что такое публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается?

Не каждый обычный человек сможет внятно объяснить значение слова «сервитут». А тем более доходчиво рассказать о публичном земельном сервитуте.

Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-03

Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.

Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.

Законодательное определение и порядок наложения сервитутного обременения отражены в Гражданском Кодексе РФ (ГК РФ), в частности в его статьях 274 – 277.

При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):

  • простое соглашение может быть между частными лицами;
  • в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.

Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.

Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.

Налагается такое обременение для:

  1. Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-05Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
  2. Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
  3. Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
  4. Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
  5. Обеспечения проведения дренажных работ.
  6. Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
  7. Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-01

Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.

Это возможно, в том случае, если сервитутное обременение делает невозможным использование земельного участка по его прямому назначению.

Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:

  1. Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-04Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
  2. Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
  3. После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
  4. Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
  5. Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.

Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.

Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.

Результатом такого рассмотрения станет вынесение обсуждения этого вопроса на публичные слушания, где и определяется необходимость установления сервитута.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-06

На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.

В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.

В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.

На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.

Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Fpublicny-servitut-na-zemlu-02

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:
  1. Устранение причины, по которой он был наложен.
  2. Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.

В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.

Читайте так же:  Жалоба в налоговую

Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.

Для принятия решения о прекращении действия сервитута проведение общественных слушаний не требуется, если это не предусмотрено местным законодательством.

Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.

Видео: Земельные споры -как правильно установить сервитут?

В видеосюжете юрист рассказывает, что представляет собой земельный сервитут.

Рассказывается,я в чем суть подобного ограничения для собственника земельного участка, какими дополнительными обязанностями и на какой срок обременяется владелец, какова процедура установки сервитута на землю.

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок?

Публичный сервитут на земельный участок является одной из разновидностей обременения, которое налагается на земельный участок. Главная особенность публичного сервитута заключается в том, что он может быть установлен только по решению органа власти, но без изъятия земельного участка в пользу государства.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Fshutterstock_159864611

Гражданский кодекс разрешает собственнику любого недвижимого имущества потребовать от владельца смежного земельного участка, а в некоторых случаях и любого другого земельного участка, предоставить ему возможность ограниченно пользоваться им.

То есть получается, что сервитут:

  • вещное право;
  • обременение;
  • может носить постоянный и временный характер.

Публичный сервитут на земельный участок может быть установлен только на основании:

  • акта субъекта РФ, носящего нормативный характер;
  • акта органа местного самоуправления, носящего нормативный характер;
  • акта Российской Федерации, носящего нормативный характер.

Сервитут на земельном участке ни в коем случае не должен мешать собственнику распоряжаться и пользоваться своим земельным участком.

Если собственник не может пользоваться своим наделом, то он вправе обратиться в соответствующий орган государственной власти с требованием, чтобы тот изъял земельный участок, в том числе, путем выкупа за разумную цену.

При этом орган государственной власти обязан возместить собственнику участка все причиненные ему убытки или предоставить взамен равноценный по стоимости и по размерам земельный участок.

Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  • проход/проезд через участок;
  • неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  • проведение дренажных работ;
  • временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  • для охоты или рыболовства;
  • прогон скота через участок и т.д.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок?

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

1. Подача заявления . Подавать заявление могут органы государственной власти или местного самоуправления, физические и юридические лица.

Пробелом в законодательстве все еще остается вопрос, куда же идти с этим заявлением ?

Если толковать закон, то получается, что если речь идет об органе местного самоуправления – то обращаемся в администрацию муниципального образования; если о нуждах субъекта – то в соответствующий исполнительный орган, который занимается земельными вопросами в субъекте.

Например, в Пензенской области распоряжение об установлении сервитута выдает местное Правительство.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Fshutterstock_161246351

Еще одним интересным вопросом является то, каким именно актом будет устанавливаться сервитут: нормативным или индивидуальным ?

Если исходить из логики законодателя, то сервитут является обременением для конкретного участка и для конкретного владельца; поэтому правильнее будет говорить об издании индивидуального акта.

Но, с другой стороны, речь идет о том, что через этот сервитут будет «проходить» неограниченное количество лиц – значит, акт все же должен носить нормативный характер.

В заявлении должно быть указано:

  • участок, на котором устанавливается сервитут;
  • цели установления обременения;
  • срок действия сервитута;
  • сведения о собственниках участка;
  • сведения о лицах, для которых устанавливается сервитут и т.д.

2. Рассмотрение заявления органом государственной власти. Нормативным актом субъекта определяется орган, который занимается вопросом установления сервитута.

В том же акте прописывается срок, в течение которого должны быть рассмотрены представленные документы. В федеральных актах такого требования нет.

3. Организация общественных слушаний и вынесение решения по итогам слушаний. Общественные слушания – это, по сути, одна из разновидностей участия общества в решении касающихся их вопросов.

На сегодняшний день такой формы общественного участия в законодательстве не закреплено. Но данные слушания можно приравнять к сходу граждан.

Основным документом, который должен быть по результатам слушания, является протокол. В нем отражается повестка схода, количественный состав и итоги слушаний.

Земельный кодекс предусматривает, что общественные слушания носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер в принятии решения о введении сервитута.

4. Принятие органом власти решения об установлении сервитута и издание нормативного правового акта. В акте обязательно должно быть указание на земельный участок, обременяемый сервитутом (его площадь, место расположения, кадастровый номер и т.д.), сведения о собственнике участка, цели установления и срок сервитута и т.д.

Читайте так же:  Что учесть при заключении трудового договора о дистанционной работе

5. Сервитут начинает «действовать» только после того, как сведения о нем будут внесены в ЕГРП.

При этом следует помнить, что сервитут – это ограничение не земельный участок. Соответственно, чтобы это ограничение зарегистрировать, в ЕГРП должны содержаться сведения об участке.

Документы, необходимые для регистрации:

• заявление о регистрации;
• документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
• нормативный акт об установлении сервитута;
• доверенность, подтверждающая полномочия представителя;
• план земельного участка.

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков?

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Fshutterstock_123406111

Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.

Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель – то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.

Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания?

На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.

А что если участок, на котором планируется расположение сервитута, не зарегистрирован?

Тогда будет проводиться «двойная» работа. Межевание при оформлении участка и межевание при установлении сервитута.

Но можно ли в данном случае сделать все одним разом, если владелец участка точно знает, в каком именно месте будет расположен сервитут?

Рассмотрим данный вопрос с юридической точки зрения. Проект межевания земельного участка не является основообразующим и правопорождающим документом. Он либо «фиксирует» состояние уже имеющегося земельного участка, либо с учетом требований «формирует» (но не утверждает) предложения по границам земельного участка.

В этом случае в плане межевания земельного участка должны быть отражены уже существующие сервитуты (то есть, в отношении которых имеются соответствующие документы).

Но, с другой стороны, Градостроительный кодекс не запрещает такие действия.

Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.

SOS: как защитить свои права в случае установления публичного сервитута?

Как мы знаем, публичный сервитут устанавливается только на основании соответствующего акта органа власти, носящего нормативный характер, если это необходимо для обеспечения государственных нужд.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, рассмотрение таких дел относится к компетенции арбитражных судов.

Если собственник земельного участка заявил требования о том, что земельный участок должен быть у него изъят за плату или через предоставление аналогичного участка, а государственный орган отказывает ему в этом, то заявление также подается в арбитражный суд.

Согласно законодательству, публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний.

Истец А. подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов. То есть обязанности обосновывать постановление на результатах слушаний законом не предусмотрено.

Земельным кодексом также предусмотрено право собственника земельного участка установить соразмерную плату за пользование сервитутом, если установление сервитута привело к затруднениям в пользовании участком. Причем размер такой платы должен быть соразмерным.

Судебная практика определяет следующий вариант установления такой платы: исходя из соотношения площади участка, который принадлежит на праве собственности и площади участка, занятого сервитутом.

ООО «Ижевские транспортные линии» обратилось в суд для установления размера платы за пользование сервитутом в размере 300 руб. Суд первой инстанции при вынесении решения изменил сумму ежемесячной платы на 1092 руб. Аргументация следующая: истец занимает 2,3% от всей площади земельного участка ответчика. Это составляет 7 кв.м.; стоимость 1 кв.м. – 130 руб. Соответственно, 7*130=910 руб. Суд увеличил данную сумму еще на 20% с учетом того, что владелец участка должен получить разумную прибыль и компенсировать себе все неудобства. Итого, сумма составила 1092 руб.

Но главное, что стоит запомнить: публичный сервитут не устанавливается на основании решения суда!

То есть мы можем защитить свои права, только подав исковое заявление на решение органа власти об отказе в установлении сервитута или на признание недействительным акта органа власти о введении сервитута.

Главная » Земля » Публичный сервитут на земельный участок

Читайте так же:  Экспертиза некачественного товара

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2FIMG_20170618_090747-370x224

Установление публичного сервитута относится к одному из видов ограничений прав собственника земельного участка. Отличительная черта публичного сервитута в том, что он устанавливается по инициативе государственного органа в интересах широкого круга лиц и не предполагает изъятие земельного надела.

В большинстве случаев публичные сервитуты выделяются в интересах отдельного муниципалитета, для нужд которого необходимо задействовать территорию, находящуюся в чужой собственности.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Ftelefony-litero

Кто может установить публичный сервитут на земельный участок

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа. Оформляется подобное обременение нормативным актом субъекта, в ведении которого находится обремененный земельный участок. В документе излагаются причины определения ограничений на участок, цель применения сервитута и период времени действия обременений.

Нормативный акт государственного органа издается по результатам публичных слушаний, на которых претенденты на сервитут должны мотивированно обосновать необходимость использования угодий в личных целях.

Когда может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Гражданское законодательство характеризует сервитут как объект вещного права, обременяющий земельный надел и носящий длящийся (бессрочный) или срочный характер.

Основания возникновения публичных сервитутов следующие:

  • издание правового акта федерального уровня;
  • издание нормативного акта регионального значения;
  • издание нормативного документа муниципального органа власти.

Наличие сервитута на земельном наделе не должно противоречить интересам собственника имущества, нарушать его права.

Владелец участка вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельного участка с предоставлением компенсации, если размещение сервитута мешает реализации его прав. В таком случае, в обязанности государственного органа входит возмещение владельцу земли убытков за причиненные ему неудобства или выделение равноценного надела в собственность.

Целевая направленность публичных обременений земли:

  • предоставление возможности проезда (прохода) через чужую территорию;
  • осуществление изыскательной деятельности;
  • организация жизнедеятельности животных (выгон скота, предоставление возможности для прохода стада на водопой);
  • сбор ягод и грибов;
  • рыболовство и охота.

Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2FSkachat-obrazets-zayavleniya-ob-ustanovlenii-servituta-mozhno-zdes-300x223

В целях узаконивания публичного сервитута соблюдайте следующий алгоритм действий.

Подавайте обращение о необходимости выделения сервитута в уполномоченный орган

Согласно требованиям законодательства, инициаторами обременений на землю могут быть органы государственной власти (федеральные, региональные и муниципальные), а также граждане и юридические лица.

Подавайте обращение в тот государственный орган, в чьем ведении находится интересующий вас участок. Например, если у вас есть намерение образовать сервитут на землях, расположенных в муниципальном образовании (деревне, поселке городского типа, селе и т. д.), то подавайте обращение в местную администрацию.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F07%2FO1flmawlXZM-1-150x150

Как оформить частный сервитут на участок земли?

Что означает публичный сервитут на землю, читайте тут.

В заявлении на установление сервитута указывайте:

  • месторасположение земельного надела, на котором предполагается установление сервитута;
  • в каких целях возникла необходимость установления обременений;
  • информацию о владельце участка;
  • круг лиц, в отношении которых предполагается установление сервитута.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Проводите публичные слушания

Общественные слушания назначаются для принятия решений по жизненно важным для большого количества людей вопросов.

Результат проведения публичных слушаний (общее решение) оформляется протоколом. В его содержании указывается перечень вопросов, по которым была собрана группа граждан, наличие кворума и итоговое решение.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута. Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Flitero-telefony-2

В отдельных случаях, когда участники правоотношений по необходимости установления ограничений на землю не пришли к согласию, а уполномоченный орган затягивает процесс принятия решений, обращайтесь в судебные органы.

Документ, содержанием которого подтверждается право на возможность использования чужой территории (завещание, судебный акт, протокол о проведении публичных слушаний, соглашение участников сделки) предоставляйте в уполномоченный орган с целью издания официального нормативного акта об установлении сервитута.

В распоряжении государственного органа о выделении публичного сервитута указывается местонахождение участка земли, границы установленного обременения (если сервитут установлен только в части земельного надела), информация о владельце участка, период времени (если сервитут носит срочный характер) и целевое использование земли.

Для завершения процедуры узаконивания сервитута (внесения изменений в ЕГРН) предоставьте следующие документы:

  • обращение о необходимости проведения регистрации;
  • квитанцию об оплате установленного размера госпошлины;
  • акт уполномоченного органа об установлении сервитута;
  • кадастровый план земельного надела;
  • нотариальную доверенность представителя граждан, заинтересованных в установлении сервитута.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fleksprof.-4

Фиксированный размер оплаты за установление сервитута законодательством не определен. Вместе с тем содержится оговорка, что владелец участка вправе рассчитывать на разумное возмещение его убытков, вызванных ограничением прав на землю.

Таким образом, если вы выступаете в данных правоотношений в качестве собственника имущества, права которого собираются ограничить в общественных интересах, просите компенсировать понесенные вами в связи с этим обстоятельством неудобства.

Читайте так же:  Как правильно принять квартиру у застройщика что нужно знать покупателю

Для успешного решения данного вопроса позаботьтесь о наличии подтверждений, доказывающих ваши убытки в связи с установлением сервитута. Это может быть заключение об ухудшении качества почвы и невозможности использования участка для сельскохозяйственных нужд, акт о необходимости ремонта коммуникаций в связи с повышенной эксплуатацией участка и т. д.

Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

Будучи законным собственником земельного участка, человек может распоряжаться им по своему усмотрению, но с соблюдением единственного условия – не нарушать интересов других граждан и не причинять вреда окружающей среде. Во всём остальном это право ничем не ограничивается и даже охраняется законом, однако иногда возникают противоречивые ситуации.

Например, гражданин может владеть землёй и никому не мешать, но совершенно случайно окажется, что подъезд к участкам соседей либо проведение газопровода, линий электропередач и прочих коммуникаций возможно только по его наделу. В перечисленных и подобных случаях на недвижимость накладывается особый вид обременения – сервитут.

Данное условие подразумевает, что лица, в чьих интересах оно установлено, могут пользоваться чужим земельным участком, но лишь в мере, которая нужна для достижения их интересов и при условии, что это невозможно сделать другими способами. Владелец надела, на который наложено обременение, по-прежнему вправе распоряжаться собственностью, то есть может её обменять, продать или сдать в аренду.

Сервитут – это установленное и признанное законом право ограниченного пользования имуществом, которое является собственностью другого лица. Согласно ст. 23 ЗК, в зависимости от того, в чьих интересах он устанавливается, различается два вида сервитута – частный и публичный.

Частный возникает, когда без него невозможно обеспечение нужд другого лица (ст. 274 ГК) и устанавливается согласно Гражданскому кодексу. Например, для организации проезда или прохода к участку, прокладки линий электропередач, различных трубопроводов.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается, если это нужно для достижения целей и интересов государства, а также органов местного самоуправления или населения. Согласно Земельному кодексу, такое обременение на землю может быть наложено:

  • нормативным правовым актом РФ;
  • нормативным правовым актом, изданным отдельным субъектом РФ;
  • нормативным правовым актом, изданным органом местного самоуправления.

Основная причина возникновения публичного сервитута на земельный участок – это необходимость обеспечить решение государственных или общественных задач без изъятия земли, находящейся в чьей-то собственности. В отличие от частного, который устанавливается по взаимному соглашению сторон или соответствующему решению суда, публичный назначается законом или нормативно-правовым актом.

Полный перечень случаев, когда возможно установление публичного сервитута на земельный надел, изложен в п.3 ст. 23 ЗК. Среди них значатся обеспечение проезда и прохода, размещение на участке межевых знаков, геодезических маркировок, проведение дренажных, изыскательских и других работ или действий по укладке или ремонту инженерных коммуникаций и ряд других.

Обременение надела публичным сервитутом может назначаться на конкретный срок или быть бессрочным, то есть существующим, пока в этом есть необходимость.

Если во время действия сервитута владелец участка захочет его продать, то смена собственника совершенно не повлияет на наличие обременения: оно закреплено за недвижимостью. В связи с этим нужно своевременно предупредить будущего покупателя о данном обстоятельстве, так как в противном случае ситуация будет выглядеть как предоставление ложной информации, а это веская причина для расторжения договора.

Подать заявление на установление публичного сервитута могут физические и юридические лица, а также органы официальной власти. Для того чтобы вынести решение, организуются общественные слушания, хотя в Земельном кодексе указано, что они всё же имеют рекомендательный характер (п. 2 ст. 23 ЗК). Затем орган власти издаёт нормативный правовой акт, в котором излагаются все подробности установленного публичного сервитута на земельный участок: оплата собственнику, сроки, кадастровый номер участка, условия соглашения и другая информация.

Гражданский кодекс (п.3 ст. 274) утверждает, что такой вид обременения устанавливается путём заключения соглашения между заинтересованной стороной и собственником участка, с соблюдением порядка, утверждённого законом для регистрации прав на недвижимость. Согласно требованиям Гражданского кодекса, сервитут лишён самостоятельности и его нельзя кому-либо продать, обменять или передать иным способом. Будучи установленным, он подлежит непременной регистрации в ЕГРП и вступает в силу только после её завершения (ст. 27 закона №122-ФЗ от 21.07.97).

Чаще всего собственник надела недоволен тем, что другие люди станут им пользоваться, пусть и ограниченно, и считает, будто это ощутимо нарушает его права и мешает распоряжаться собственностью. Закон позволяет ему обжаловать решение о назначении обременения в суде (п. 8 ст. 23 ЗК), при этом лучший способ убедить суд в своей правоте – предоставить доказательства, что целей, для которых требовалось назначение данной меры, возможно достичь другими способами.

Читайте так же:  Как оформить загранпаспорт и каков срок его действия

В Гражданском и Земельном кодексах напрямую не говорится о необходимости платы за подобные обременения, то есть условия, на которых они назначаются, могут быть любыми. Однако в большинстве случаев владельцу участка приходится сталкиваться с различными неудобствами, и он вправе требовать компенсации от органа государственной власти или местного самоуправления, назначивших сервитут, если это приносит убытки и существенно затрудняет пользование наделом (п. 2 ст. 23 ЗК). Однако способов определения «существенности» затруднений законодательство не предлагает, поэтому они имеют оценочный характер.

За публичный сервитут на земельный участок ГК РФ и ЗК РФ предусматривают выплату соразмерной платы, которая может быть:

  • Единовременной, то есть владелец участка сразу получит всю сумму компенсации, назначенной за обременение участка;
  • Регулярной, то есть собственник будет получать деньги за ограниченное пользование его участком в течение всего срока.

Размер денежной компенсации законом не установлен и его назначают сами стороны либо суд, если они не смогли договориться, а также он может быть указан в нормативно-правовом акте, которым устанавливается сервитут (п. 7 ст. 23 ЗК). При этом плата должна соответствовать убыткам, причинённым собственнику участка, а размер может меняться в течение срока, на который назначено обременение.

Если новые условия приводят к тому, что земельным наделом пользоваться становится невозможно, его владелец имеет право потребовать от органов, назначивших публичный сервитут, выкупа участка или предоставления равноценного.

Как быть, если участок, на который накладывается сервитут, находится в аренде

Случаи установления публичного сервитута на земельный участок, находящийся в аренде, не редкость, однако прямых рекомендаций, как поступать в данных ситуациях, закон не содержит.

Согласно п.2 ст. 274 ГК, сервитут может быть назначен в интересах и по требованию лиц, не являющихся собственниками, но обладающих правом пользования участком. При этом в ст. 22 ЗК, регулирующей вопросы аренды, не содержится прямых указаний на возможность предоставления кому-либо права ограниченного пользования арендованным наделом. Однако в пункте 5 этой же статьи рассматривается передача прав по договору аренды третьему лицу, но с обязательным уведомлением собственника, который, в свою очередь, может понять ситуацию и согласиться с обременением, оспорить его или потребовать компенсации. У арендатора таких возможностей нет.

Уведомить собственника придётся ещё и потому, что назначение сервитута может нарушить права арендатора: он будет вынужден платить за участок, пользование которым может затрудниться, поэтому вправе потребовать уменьшения арендной платы или расторжения договора (ст. 612 ГК).

Итак, назначение публичного сервитута на земельный участок – весьма спорная и сложная юридическая процедура, в результате которой заинтересованные лица приобретают ограниченное право пользования чужим имуществом. Это действительно необходимая мера, но она нарушает права владельцев обременённых участков, вплоть до того, что пользоваться наделом далее не представляется возможным. Однако законодательство гарантирует собственникам земли защиту их интересов: за публичный сервитут можно получить компенсацию (но только при условии причинения ущерба) и даже потребовать выкупа участка, если он стал непригоден для дальнейшего использования.

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 703-44-28 — Москва
  • +7 (812) 309-68-04 — Санкт-Петербург

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fpravometr.ru%2Fimages%2Fthumbs%2Ffull%2F04895ef7abg6yxz1d23c1432580245

Хотя многие россияне слышали о законе, условно называемом «дачная амнистия», что это такое, знают не все. И уж тем более не всем известно, как воспользоваться преимуществами, которые этот закон даёт.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fpravometr.ru%2Fimages%2Fthumbs%2Ffull%2F89agb3c176f42e50yzdx1433020366

Как получить разрешение на строительство и сколько это стоит

Чтобы построить дом, нужно не только подготовить проект и нанять строительную бригаду. Один из важнейших этапов строительства – получение разрешения на возведение объекта ИЖС.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fpravometr.ru%2Fimages%2Fthumbs%2Ffull%2Fd4fc291eg7638za0x5by1433022976

Раздел земельного участка: грамотное и безопасное прохождение процедуры

Раздел земельного участка и регистрация права собственности на вновь образованные наделы невозможны без соглашения совладельцев общей долевой собственности или судебного решения.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок proxy?url=https%3A%2F%2Fpravometr.ru%2Fimages%2Fthumbs%2Ffull%2Fb48gcy7adx5e2z10f3961433026617

Как приватизировать земельный участок: подробная инструкция

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы приватизировать землю, нужно собрать необходимые документы и соблюсти все формальности. Кроме того, важно разобраться в условиях приватизации.

Изображение - Когда и как может быть назначен публичный сервитут на земельный участок 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here