Классификация долгов

Предлагаем информацию по теме: "классификация долгов". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F863%2F23175a45f6

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F5365%2F1f5d8b1619

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F5362%2Fa41838e57d

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F5363%2Fd1f16c2b72

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F5361%2Fb20c8c8706

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F5367%2F394dd73050

    Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F847%2F048dcfe014
  • Государственные финансы и финансовая политика государстваИзображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fpr%2F849%2F73023dcc34
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fid%2F5362%2F1f40948000

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг – это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг – наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.grandars.ru%2Fimages%2F1%2Freview%2Fid%2F5362%2F464b7dd965

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг – характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.
Читайте так же:  Можно ли сдать билеты на самолет

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъ­ектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть опре­делен в договоре между заемщиком в лице соответствующего ис­полнительного органа государственной власти или местного само­управления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юриди­ческими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обяза­тельства в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, за­ключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и дол­госрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяе­мые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государст­венного займа, в том числе сроков выплаты и размера процент­ных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственный долг субъекта РФ это совокупность дол­говых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находя­щимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляю­щим его казну.

Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, ме­ждународными финансовыми организациями;

2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспе­чению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструк­туризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обяза­тельств муниципального образования. Он обеспечивается всем му­ниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования суще­ствуют в форме:

1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муни­ципальным образованием;

2) займов муниципального образования, осуществляемых пу­тем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственного и муниципального заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным и му­ниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

При возникновении финансового кризиса появляется необ­ходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием дру­гих долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обяза­тельств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с час­тичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Читайте так же:  Как получить квартиру от государства

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

• предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

• предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

• расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

• назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

• передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

• принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

В чем вы видите необходимость осуществления государственного и муниципального кредитования?

Как классифицируются государственные и муниципальные кредиты?

Что представляет собой целевой бюджетный кредит отраслям экономики?

Какие могут быть санкции за нецелевое использование бюджетного кредита?

Что представляет собой реструктуризация бюджетной задолженности?

В чем основное отличие внутренних и внешних бюджетных заимствований?

Каким документом классифицируются источники финансирования дефицита бюджета?

Дайте определение понятию «казна». Входит ли в состав казны имущество, закрепленное на основе оперативного управления за бюджетным учреждением?

Государственный долг (в широком смысле) – это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д).

В узком смысле под государственным долгом (или задолженностью) понимается общая величина государственных займов и кредитов государству.

Классификация государственного. долга.

1. В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа госдолг делится на внешний и внутренний государственный долг. (БК РФ: внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний – в валюте РФ).

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам, т.к. внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств.

Внутренний государственный долг – долг своему населению и предприятиям. Т.е. кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резедентами данного государства. Выпускаются в национальной валюте.

Внутренний долг приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Прочные демократические государства, как правило, имеют развитой внутренний государственный долг, который правительство не может погасить в обозримые сроки. Такая задача и не ставится. Внутренний государственный долг и создается не для того, чтобы когда-то быть погашенным. Он создается как постоянно действующий инструмент. Но тогда как же государство выполняет свои обязательства перед вкладчиками? Это происходит путем поддержания баланса между притоком и оттоком вкладов.

2. Государственный долг еще классифицируют на капитальный и текущий..

Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определённую дату.

Текущий – состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить отчетном периоде, т.е. срок оплаты которых наступил.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженности т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Читайте так же:  Как и куда пожаловаться на сайт

4. В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг РФ, государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами.

Совокупный государственный и муниципальный долг страны в номинальном выражении на конец финансового года должен быть менее 60% ВВП, больший размер считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения (Маастрихтское соглашение 1992 год – фискальные правила). В 1998 году был принят Кодекс фискальной стабильности, в соответствии с которым были установлены следующие фискальные правила:

– золотое правило: правительство может осуществлять займы только для инвестиций, но не для финансирования текущих расходов (т.е. доходы бюджета должны покрывать текущие расходы бюджета либо обеспечивать их превышение);

– устойчивое инвестиционное правило: государственный долг должен быть менее 40% ВВП.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. [10]

Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга внутреннего и внешнего

В зависимости от кредитора, государственный долг может быть внутренним (задолженность перед гражданами и предприятиями страны) и внешним (задолженность перед иностранными гражданами и предприятиями).

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого). [11]

Государственный долг так же может классифицироваться по видам долговых обязательств, например:

– Целевые вклады и чеки;

– Государственные краткосрочные бескупонные облигации;

Обычно к классификации по видам долговых обязательств прибегают при определении структуры государственного долга. Если говорить о структуре государственного долга РФ, то она постоянно меняется. Ежегодно при утверждении государственного бюджета принимается программа государственного внешнего и внутреннего заимствования, что приводит к увеличению долговых обязательств. Но ежегодно, также в бюджет закладываются суммы погашения обязательств по внутренним и внешним заимствованиям.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

– государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

– договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[13]

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). [5]

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

– основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

– объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

– объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

– объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

– объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

– объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами. [12]

Читайте так же:  Суд со страховой по осаго

По структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

· задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

· задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

· задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

· внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

· вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Классификация внутреннего и внешнего государственного долга определена в Бюджетной классификации РФ (приложения 9 и 10 к Федеральному закону «О бюджетной классификации РФ»). Среди внутренних долгов РФ можно выделить:

– Целевой заём 1990 г.;

– Целевые вклады и чеки на автомобили;

– Государственный внутренний заём Российской Федерации 1991 года;

– Российский внутренний выигрышный заём 1992 года;

– Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

– Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

– Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;

– Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

– Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), и другие обязательства.

Среди внешних долгов РФ можно выделить:

а) Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией):

– по кредитам правительств иностранных государств, полученным федеральным бюджетом, в том числе по связанным кредитам, полученным под государственную гарантию Российской Федерации;

– по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

– по кредитам международных финансовых организаций;

– государственные ценные бумаги РФ, указанные в иностранной валюте;

– по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации за счёт средств Центрального банка Российской Федерации;

б) Внешний долг субъекта Российской Федерации, в том числе:

– по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

– по кредитам международных финансовых организаций;

– государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает при этом порядок определения количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. [17]

Вывод: Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Классификация видов задолженности по различным показателям

Размер имеющейся у экономического субъекта задолженности является основным критерием оценки его финансовой стабильности. Наличие долгов, особенно с истекшим сроком уплаты, всегда негативно сказывается на репутации фирмы и подрывает доверие к ней поставщиков, клиентов, кредитных организаций и иных субъектов.

Задолженностью нужно уметь управлять, чтобы она не переходила допустимые пределы. А это невозможно без изучения ее классификации, так как урегулирование каждого вида задолженности требует особого подхода.

Термин задолженность у всех на слуху, им активно пользуются не только в сфере бизнеса, но и в повседневной жизни, поэтому общее представление о нем имеет каждый. Самое простое определение задолженности – это сумма денежных средств, подлежащая уплате в определенный срок в счет погашения возникших перед третьими лицами обязательств. Ее отличительной чертой является учет в денежных единицах.

Классифицируют задолженность по нескольким критериям:

  • по статусу должника;
  • по категории кредитора;
  • по срокам;
  • по степени риска.

Рассмотрим каждую из этих классификаций подробнее.

В роли должников могут выступать:

  1. Юридические лица (организации разных форм собственности).
  2. Физические лица (предприниматели и население).

Задолженность организаций согласно бухгалтерской терминологии делится на 2 большие категории – дебиторскую и кредиторскую.

Дебиторская выражается в долгах, причитающихся фирме со стороны ее контрагентов. Она включает в себя следующие виды задолженности:

  • за реализованные товары или услуги;
  • по полученным векселям;
  • по расчетом с государством (переплата по налогам);
  • при выплате авансов поставщикам;
  • по расчетам с персоналом (подотчетные лица);
  • по внутренним расчетам (с филиалами).
Читайте так же:  Безвозмездный наем жилья как оформить договор и о чем нужно помнить

Виды дебиторской задолженности

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2FDebitorskaya-zadolzhennost

Кредиторская задолженность — это долги самой фирмы перед третьими лицами. К ней относят такие виды обязательств:

  • перед поставщиками за материалы, товары и услуги;
  • перед покупателями за перечисленные авансы;
  • перед персоналом по выплате зарплаты и иных видов вознаграждений;
  • перед государством (по налогам и страховым взносам)
  • перед кредитными организациями;
  • по выданным векселям.

У простых граждан обычно возникают следующие виды долгов:

В случае отсутствия возможности возвращения долга в срок, у гражданина возникает просроченная задолженность, которая при обращении кредитора в суд обретает статус судебной. ИП, как физические лица, имеют такие же виды долгов, что и остальное население, но в ходе осуществления предпринимательской деятельности у них также возникают разновидности задолженности, присущие юридическим лицам.

Задолженность можно классифицировать и по видам субъектов, перед которым возникают обязательства. Наиболее стабильными считаются предприятия, у которых основная доля долгов приходится на расчеты с контрагентами, особенно если это по большей части полученные от покупателей авансы. Такая задолженность возникает при временном разрыве между поставкой товара и его оплатой. Дополнительно ее можно разделить на:

  • подтвержденную (первичной документацией, актом сверки);
  • неподтвержденную (при отсутствии доказывающих факт ее возникновения документов).

Задолженность перед контрагентами также возникает на основании предоставленных коммерческих кредитов.

Значительная часть долгов компании приходится на расчеты с государством. К ним относят обязательства:

  • по налогам (на прибыль, на имущество, НДС, акцизы и т.п.);
  • по страховым взносам (по различным видам социального страхования);
  • по штрафам и пени, начисленным за несвоевременное погашение платежей в бюджет.

Зачастую задолженность возникает и в пользу работников организации. Причиной этому несвоевременная выплата:

Задолжать компания может также своим учредителям или акционерам в отношении распределения полученных доходов. Причем эти лица могут одновременно являться ее работниками.

Сложно представить современный бизнес без кредитных средств, поэтому банковская задолженность является еще одной существенной разновидностью. Помимо обязательств по кредиту, задолженность может также возникать за оказанные банком услуги, например, по обслуживанию расчетного счета.

Если же в качестве кредитора выступает иностранная организация, причем она имеет в распоряжении не менее 20% уставного капитала должника, такая задолженность носит название контролируемой. Контролируемая задолженность возникает и при кредитовании у российской компании, признаваемой аффилированным лицом зарубежного предприятия.

Изображение - Классификация долгов proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2FDebitorskaya-zadolzhennost-i-drugie-vidy-dolga

По срокам погашения задолженность делится на:
  • краткосрочную (срок менее 12 месяцев);
  • долгосрочную (свыше 1 года).

Другая классификация зависит от своевременности погашения. Выделяют задолженность:

  • просроченную;
  • текущую (срок погашения еще не наступил).

Для взыскания просроченной задолженности кредитор может обратиться в судебные органы. При принятии положительного решения судом, в ФССП направляется исполнительный лист, на основании которого к должнику судебными приставами будут приняты меры принудительного взыскания. В частности, средства могут быть просто списаны с его счета. В данном случае это уже будет задолженность по исполнительному производству.

Задолженность принято подразделять на виды в зависимости от величины риска невозврата. Данную классификацию устанавливает Положение Центробанка №254-П от 26.03.2004г. В нее входит задолженность:

  1. Стандартная (риск невозврата отсутствует).
  2. Нестандартная (риск в пределах 20%).
  3. Сомнительная (21-50% риска).
  4. Проблемная (51-100% вероятность невозврата).
  5. Безнадежная (возврата не ожидается).

Чтобы долги не переходили в категорию безнадежных, над ними необходимо осуществлять управление. Наиболее выгодным как для заемщика, так и для кредитора является способ урегулирования задолженности с помощью ее реструктуризации. Под ней подразумевается:

  • продление срока погашения;
  • установка льготного периода, в который не начисляются проценты;
  • частичное списание долга при условии его скорейшего погашения;
  • пересмотр величины процентов и неустойки;
  • погашение за счет неденежных активов;
  • рефинансирование (получение нового долга для оплаты старого).

Для осуществления данных действий между кредитором и должником заключается дополнительное соглашение. В результате кредитор получает шанс вернуть свои деньги, а заемщик исполнить обязательства на облегченных условиях.

При формировании задолженности нужно тщательно взвесить все за и против, оценить свои реальные возможности и заранее предусмотреть порядок действий в случае возникновения проблем с возвратом. Это правило касается не только привлечения банковских кредитов, но и любых видов задолженности, будь то желание придержать причитающиеся персоналу средства, или повременить с расчетом с поставщиками.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Виды задолженности описаны в данном видео:

Изображение - Классификация долгов 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here