Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения

Предлагаем информацию по теме: "какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

Медицинские организации вправе предоставлять платные медицинские услуги в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

При оказании платных медицинских услуг действует ряд ограничений. Например, нельзя предоставлять платно скорую помощь, в том числе специализированную, оказываемую государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, а также медицинскую помощь, оказываемую в экстренной форме иными медучреждениями (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Примечание. Экстренная медицинская помощь оказывается при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента ( п. 1 ч. 4 ст. 32 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Если медицинская организация участвует в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, то она имеет право предоставлять платные медицинские услуги (п. 5 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 7 Правил):

а) на иных условиях, чем предусмотрено программами, по желанию пациента, включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших (если только их назначение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарств, входящих в указанный перечень), а также применение медицинских изделий, лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

в) иностранным гражданам, лицам без гражданства (за исключением застрахованных по ОМС) и российским гражданам, не проживающим постоянно на территории РФ и не являющимся застрахованными по ОМС (если иное не предусмотрено международными договорами РФ);

г) при самостоятельном обращении пациента за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 Закона N 323-ФЗ, и случаев оказания скорой помощи.

Примечание. Если пациент не желает соблюдать предусмотренный порядок оказания медицинской помощи, например обращается в стационар при отсутствии направления лечащего врача, учреждение может предложить ему платную медпомощь.

При оказании платных медицинских услуг не должны ущемляться права граждан, получающих такие услуги безвозмездно в рамках программы госгарантий. Однако если другим пациентам за плату предоставляются, например, услуги медицинского персонала более высокой квалификации, это может привести к конфликту.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения?

К платным услугам медицинского характера относятся сервисные медицинские услуги, предоставляемые медучреждениями услуги за счет средств пациентов медучреждений, работодателей, других физлиц по оформленным договорам, включая пациентов, обслуживание которых осуществляется по программе ДМС. Пациентам оплачиваемые услуги могут оказываться государственными, муниципальными заведениями здравоохранения в рамках Закона РФ о защите прав потребителей, в соответствии с Правилами предоставления медучреждениями платных мед. услуг (Постановление №1006 от 04.10. 2012 г.). Регламентирует процесс платного медобслуживания также и ГК РФ. При этом законодательно не разрешается замещать бесплатную медпомощь гражданам РФ платной.

Особенности оказания медучреждениями платных услуг

Медицинские заведения располагают правом оказания услуг на платной основе в соответствии медицинскими услугами, перечисленными в их лицензиях на ведение медицинской деятельности. При предоставлении таких услуг законодательно установлены определенные ограничения. К ним в частности законодательство относит платную скорую помощь, также и специализированную, которую должны предоставлять государственные и муниципальные медицинские организации. Не является платной также экстренная форма помощи, предоставляемая прочими медучреждениями. Эти ограничения установлены Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011 (ст. 11, ст.35).

Экстренно предоставляемой считается медпомощь при наступлении внезапного ухудшения здоровья пациента при остром течении заболевания, внезапных обострениях хронических болезней, в состояниях, которые являются угрозой для жизни больного. Гражданам России медучреждения в случае наличия лицензии могут оказывать следующие виды услуг:

  • Профилактические;
  • Лечебно-диагностические;
  • Реабилитационные;
  • Зубопротезные;
  • Протезно-ортопедические.

Возможность оказания платной помощи государственными и муниципальными медучреждениями регламентируется разрешениями соответствующих органов управления в области здравоохранения. Медицинские заведения должны уведомлять пациентов о перечне услуг, предоставляемых платно, указывая их стоимость, условия оказания и получения с обязательным перечислением льготных категорий населения. Вместе с этой информацией граждан также должны уведомить о наличии сертификатов у специалистов, и предоставить сведения об их квалификации.

Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Finsur-portal.ru%2Fstorage%2Fapp%2Fmedia%2Farticle_medicine%2Fom826-platnye-meduslugi

Пациентам клиник нужно помнить, что услуги, предоставляемые без оформления медперсоналом муниципальных и государственных организаций здравоохранения договора с потребителем — грубое нарушение законов РФ. Договор на оказание платных медицинских услуг является гарантом оказания качественной и своевременной помощи пациенту. Платить за оказание помощи можно через банк или рассчитываться непосредственно в медучреждении с помощью контрольно-кассовых аппаратов, бланков, которые относятся к документации строгой отчетности. Эти формы документов утверждаются в установленном законом порядке. Медучреждения должны в обмен на деньги за помощь предоставлять чек или копию бланка, которым подтверждена оплата.

При участии медучреждения в программе государственных гарантий по бесплатному предоставлению медпомощи, а также в региональной программе гарантий государства по бесплатному обслуживанию больных, такому заведению согласно ч.5З ст.84 закона №323-ФЗ и п.7 Правила, разрешено оказывать платную медицинскую помощь. Платные услуги (работы) предоставляются:

  • На прочих условиях, нежели определены программами, если есть желание больного, включая:
    • организацию для больных индивидуальных постов с медицинским наблюдением при лечении в стационарных условиях;
    • использование препаратов, которые не являются жизненно необходимыми и чрезвычайно важными (кроме случаев, когда эти лекарства назначены по жизненным показаниям или ими заменены препараты, к которым у пациента существует индивидуальная непереносимость, если они входят в перечень бесплатных);
    • использование изделий медицинского назначения, лечебно-профилактического питания, не оговоренного стандартами предоставления медпомощи.
  • В анонимном порядке, кроме случаев, оговоренных законодательными актами РФ;
  • Гражданам других государств, лицам, не имеющим гражданства (кроме граждан, имеющих страховые полисы обязательного медицинского страхования), гражданам России, которые не живут в России и не имеют полисов ОМС (кроме случаев, оговоренных в международных договорах с РФ);
  • Если больной самостоятельно обращается за предоставлением услуг медицинского характера, кроме случаев, предусмотренных ст.21 законом №323-ФЗ, а также при оказании скорой медицинской помощи.
Читайте так же:  Сроки эксплуатации спецодежды по законодательству

В случае нежелания пациента соблюдать установленный порядок предоставления медпомощи, к примеру, если он обращается в стационарное отделение больницы, не имея направления от врача, который его лечит, ему может быть предложена платная стационарная медицинская помощь. Порядок предоставления платных медицинских услуг по полису ОМС определен Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года.

Если гражданам оказываются платные медуслуги, это не значит, что права лиц, которым такие же услуги предоставляются на бесплатной основе по программе государственных гарантий, должны ущемляться. Но если больные, оплачивающие медицинские услуги, получают более квалифицированную медицинскую помощь врачами более высокой квалификации, это может стать причиной конфликтов.

Государственным поликлиникам могут запретить оказывать платные услуги

Попытки врачей взять с людей деньги будут рассматриваться как взятка

Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pnp.ru%2Fupload%2Fentities%2F2017%2F06%2F05%2Farticle%2FdetailPicture%2Fea%2Fbe%2Fb6%2F65%2Fa77df049868bd349f2e83306ad5aaa28

Фото: Геннадий Михеев / ПГ

Из государственных больниц и поликлиник должны исчезнуть платные медуслуги. Как стало известно «Парламентской газете», соответствующий законопроект первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Федот Тумусов намерен внести в парламент уже в июне.

Инициатива депутата — ответ на попытки медиков всеми правдами и неправдами выудить у пациентов деньги. «Пока мы не запретим государственным и муниципальным медучреждениям оказывать платные медуслуги, у пациентов будут проблемы, к примеру, с записью к врачу, — пояснил «Парламентской газете» Федот Тумусов. — Что происходит сегодня? Вы обращаетесь в государственную поликлинику, а вам говорят: «У нас очередь, врач сможет вас принять только через неделю. Но если вы заплатите деньги, то на приём сможете попасть уже сегодня». Такого быть не должно».

Разработанный парламентарием законопроект предписывает, что платные медуслуги смогут оказывать только частные клиники. «Что касается государственных и муниципальных медучреждений, то после введения такого запрета попытки врачей взять с людей деньги можно будет расценивать, как вымогание взятки. Со всеми вытекающими отсюда последствиями», — подчеркнул Федот Тумусов.

Предложение Федота Тумусова готовы поддержать многие специалисты. По данным Счётной палаты, после так называемой оптимизации системы здравоохранения, объём бесплатных медуслуг в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках сократился на 25 процентов, напомнил президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. При этом количество «платных больных» в некоторых медицинских учреждениях приблизилось к 85 процентам от всех пролеченных. «То, что медпомощь в государственных и муниципальных медучреждениях должна оказываться бесплатно, уже написано в нашей Конституции. Другое дело, что закон об основах охраны здоровья граждан трактует эту норму по-другому, — признал правозащитник. — Этот закон предписывает, что бесплатно медпомощь должна оказываться «в соответствии с программой госгарантий». Но кто вообще знает, что именно в эту программу входит?»

В качестве примера эксперт привёл случай из личной практики: «Как-то мы четыре месяца разбирались с жалобой пациентки, которой при внематочной беременности сделали лапароскопию и запросили за это деньги. Территориальный фонд ОМС в итоге нам написал, что лапароскопия входит в территориальную программу госгарантий, и её должны были сделать бесплатно, региональное Министерство здравоохранения вынесло вердикт, что в программу госгарантий эта процедура не входит, и, соответственно, она действительно платная, а замглавы Минздрава РФ, с которым я был на связи, в итоге мне сказал буквально следующее: «Что-то я так и не понял, входит ли лапароскопия в программу госгарантий или не входит». Если на таком уровне сложно разобраться, что говорить о пациенте? Он точно не сможет оперативно понять, за что с него деньги пытаются взять обоснованно, а за что — нет».

Даже если мы говорим об иностранцах или о людях, у которых нет медполиса, в том случае, если их привозит скорая, мы должны им оказать бесплатную медпомощь.

С пониманием к инициативе относятся и в медицинском сообществе. «Деньги в государственных и муниципальных больницах и поликлиниках можно брать с иностранцев, с тех, у кого нет медицинского полиса, — считает заведующий отделением неотложной сосудистой хирургии НИИ скорой помощи имени Склифосовского Владимир Шестоперов. — Но мы нередко сталкиваемся совсем с другим. К примеру, сами пациенты спрашивают: «А есть у вас платные палаты? Можно мы куда-нибудь заплатим за одноместную или двухместную?» Так вот, в нашем отделении платных палат нет. Ведь что такое держать платную палату? К примеру, наше отделение рассчитано на 60 пациентов, и маленькие палаты, с небольшим количеством коек, в это число тоже входят. Если мы будем оставлять какие-то из них пустыми, рассчитывая на то, что кто-то может нам предложить за них деньги, то тем самым мы создадим искусственные трудности другим пациентам. Кому-то из них придётся в это самое время лежать в коридоре».

В то же время, по словам эксперта, грань, в каких случаях медики должны оказывать платную помощь, а в каких бесплатную, в некоторых случаях является слишком тонкой даже для самих врачей. «Даже если мы говорим об иностранцах или о людях, у которых нет медполиса, в том случае, если их привозит скорая, мы должны им оказать бесплатную медпомощь. И бесплатной она должна оставаться до тех пор, пока «есть угроза для жизни пациента». Но как можно чётко провести грань между тем, что угроза для жизни сохраняется, и тем, что этой угрозы уже нет?» — интересуется Владимир Шестоперов.

Читайте так же:  Выселение без предоставления другого жилого помещения

В то же время некоторые парламентарии считают, что бороться с попытками медиков заработать можно и другими, не столь радикальными методами. «Вообще запрещать государственным и муниципальным медорганизациям оказывать платную медпомощь всё же не стоит, — сказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый. — Напомню, заработанные таким образом деньги больницы и поликлиники тратят главным образом на две цели: часть из них идёт на зарплаты медперсоналу, часть — на развитие медучреждения, то есть закупку оборудования, расходных материалов, лекарственных препаратов».

Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.pnp.ru%2Fupload%2Fentities%2F2017%2F06%2F05%2FarticleImage%2Fimage%2Fc2%2Fa0%2Faf%2Ff2%2Ffa2d0ba30d4a50869e5c534bfd15bfa6

По словам сенатора, за оказанием платных услуг больницами и поликлиниками предусмотрен довольно строгий контроль: «Утверждается прейскурант, и главврачи отчитываются перед региональными департаментами здравоохранения, сколько денег больница или поликлиника заработала, — пояснил сенатор. — К тому же по закону в каждом медучреждении должна быть информация для пациента, что ему положено бесплатно, а за какие медуслуги придётся заплатить».

Другое дело, что, по словам Владимира Круглого, и местные департаменты здравоохранения, и Росздравнадзор, и Роспотребнадзор должны следить за тем, чтобы больницы и поликлиники «искусственно не создавали таких условий, в которых человеку за медпомощь придётся платить». «Надуманные очереди к специалистам, естественно, недопустимы, — подчеркнул сенатор. — Но в данном случае за происходящем в больницах и поликлиниках должны следить местные власти, здесь очень многое от них зависит».

Что же касается радикальных запретов на платную медпомощь, то эта мера, по мнению сенатора, просто уведёт такие услуги «в тень», и пациенты начнут договариваться с врачами частным образом.

Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Вильгоненко Ирина Михайловна, Анучкина Анна Дмитриевна

Статья посвящена анализу особенностей нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Авторами уделено внимание рассмотрению места платных услуг , оказываемых в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в структуре финансирования медицинской помощи.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Вильгоненко Ирина Михайловна, Анучкина Анна Дмитриевна,

Problems of Implementation of Paid Medical Services by State and Municipal Institutions of Health

The article is devoted to the analysis of features of normative legal regulation of rendering paid medical services in the state and municipal healthcare institutions of Russia. The authors pay attention to the place of paid services provided in the institutions of the state and municipal health care systems in the structure of financing of medical care.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 112-115.

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PAID MEDICAL SERVICES BY STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS OF HEALTH

И. М. ВИЛЬГОНЕНКО, А. Д. АНУЧКИНА (I. M. VILGONENKO, A. D. ANUCHKINA)

Статья посвящена анализу особенностей нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Авторами уделено внимание рассмотрению места платных услуг, оказываемых в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в структуре финансирования медицинской помощи.

Ключевые слова: государственные и муниципальные медицинские учреждения; исполнитель; некоммерческие юридические лица; платные медицинские; медицинское страхование; средства; законодательство; платные услуги.

The article is devoted to the analysis of features of normative legal regulation of rendering paid medical services in the state and municipal healthcare institutions of Russia. The authors pay attention to the place of paid services provided in the institutions of the state and municipal health care systems in the structure of financing of medical care.

Key words: state and municipal medical institutions; executor; non-commercial legal entities; paid medical; medical insurance; funds; legislation; paid services.

Чтобы чётко уяснить правовое положение субъектов гражданских правоотношений, складывающихся при оказании медицинской помощи (услуг), необходимо определить круг этих субъектов. Субъектами данных гражданских правоотношений выступают:

– физические лица (пациенты);

– юридические лица (включая муниципальные и государственные медицинские организации);

– субъекты, которые занимаются частной медицинской практикой (исполнители медицинских услуг);

– страховщики и страховые медицинские компании (посредники между исполнителями и потребителями медицинских услуг).

Ещё одним субъектом данных правоотношений выступает государство в лице федеральных и региональных органов исполни-

тельной власти, которыми осуществляется организационная и контрольная деятельность по отношению к страховщикам и исполнителям медицинских услуг [1].

Таким образом, исполнителями (поставщиками) медицинских услуг выступают:

а) лица, занимающиеся частной медицинской практикой;

б) индивидуальные предприниматели;

в) некоммерческие и коммерческие организации.

Отдельно выделим некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением медицинских услуг. В нашей стране подобные организации функционируют только в форме муниципальных или государственных учреждений. Основная цель деятельности таких учреждений заключается в удовлетворении потребностей населения в медицинском обслуживании по системе обязательного медицинского страхования.

Нет тематического видео для этой статьи.
Читайте так же:  Каковы особенности получения микрозайма
Видео (кликните для воспроизведения).

© Вильгоненко И. М., Анучкина А. Д., 2018 112

Законодателем довольно активно используется термин «медицинская помощь». В частности, гл. 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] полностью посвящена видам и финансовому обеспечению медицинской помощи. Действующее законодательство, наравне с муниципальной и государственной формой собственности, закрепляет возможность существования и частной системы здравоохранения. К частной системе относятся аптечные, профилактические и лечебные учреждения и организации, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, осуществляющие частную фармацевтическую или медицинскую деятельность. Российские граждане вправе рассчитывать на получение дополнительных медицинских и иных услуг по программе добровольного медицинского страхования, а также за счёт средств организаций (учреждений и предприятий), за счёт своих личных средств и других источников, которые не запрещены действующим российским законодательством.

Итак, остаётся предположить, что финансирование частной системы здравоохранения осуществляется только за счёт субъектов, которые пользуются предоставляемыми ими услугами. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос о месте возмездных услуг, предоставляемых муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, в структуре финансирования медицинских услуг. Пунктом 3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями закрепляется, что медицинские учреждения предоставляют населению возмездные медицинские услуги на основе специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим органом управления здравоохранением [3].

Верховный Суд РФ 25 июля 2002 г. постановил оставить без изменения решение, принятое Верховным Судом от 14 апреля 2002 г., которым было отказано в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. в части исключения из него нескольких пунктов (1, 4, 7), которыми предусматривается возможность оказания учреждениями здравоохранения муниципальной и государ-

ственной формы собственности возмездных медицинских услуг [4]. В качестве обоснования своих требований заявитель ссылался на то обстоятельство, что законодательством не предусмотрено оказание муниципальными и государственными учреждениями возмездных медицинских услуг. Своё решение Верховный Суд мотивировал тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее -ГК РФ) (ст. 50 и 120) не содержит запрета на оказание некоммерческими учреждениями платных медицинских услуг в дополнение к гарантированному объёму бесплатных медицинских услуг.

По нашему мнению, законодательно регламентированные источники финансирования муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, а также ссылка на отсутствие в ГК РФ запрета являются недостаточными для такого решения. Наличие гарантируемой законодательством медицинской помощи также не является оправданием для такого странного с юридической точки зрения статуса возмездных медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности.

Вероятно, с дальнейшим развитием рынка медицинских услуг не смену преобладающим в настоящее время правовым нормам придут диспозитивные. Но в настоящее время актуальным видится чёткое ограничение коммерческой деятельности учреждений здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности, которыми заполнен практически весь рынок платных медицинских услуг в нашей стране. Как уже было отмечено выше, вопрос, касающийся участия именно этих субъектов рассматриваемых гражданских правоотношений, обладает огромным значением, поскольку осуществляемая ими коммерческая деятельность почти на регулируется на законодательном уровне. В п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческие организации имеют право на осуществление предпринимательской деятельности для достижения целей, ради которых создана такая организация.

Некоммерческая медицинская организация (муниципальная или государственная) может предоставлять платные медицинские услуги только при условии:

И. М. Вильгоненко, А. Д. Анучкина

а) наличия действующего разрешения (лицензии) на предоставление соответствующих видов медицинских услуг;

б) наличия разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере здравоохранения на предоставление возмездных услуг населению;

в) если данное медицинское учреждение оказывает на платной основе услуги, которые не входят в гарантируемый объём бесплатных медицинских услуг, предоставляемый гражданам в согласии с положениями Программы гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи [6].

В рассматриваемую категорию могут быть включены услуги, которые хотя и оказываются данным учреждением, но, в отличие от обычно используемых, предоставляются с использованием новых методов, не обеспечиваемых финансированием по обязательному медицинскому страхованию.

Платные медицинские услуги также могут предоставляться в случае, если в качестве потребителя таких услуг выступает лицо, которое не имеет права на получение бесплатных медицинских услуг по программе ОМС, по территориальной или специальной программе (к примеру, иностранные граждане в случае отсутствия соответствующих межгосударственных соглашений). Следует отдельно сказать, что исключением во всех случаях является скорая (экстренная) медицинская помощь. Такая помощь оказывается бесплатно всем людям и во всех случаях, что напрямую следует из Закона (п. 1, ст. 35 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 18 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ» [7]).

По нашему мнению, для оказания возмездных медицинских услуг учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности в таких учреждениях должны быть созданы специализированные подразделения, выделены и специально оснащены отдельные площади, укомплектованные штатом сотрудников. Цель этих мероприятий – разделение потребителей возмездных медицинских услуг

и бесплатной медицинской помощи по разным кабинетам. Это позволит ликвидировать конкуренцию и игнорирование прав и законных интересов граждан на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую нередко теми же специалистами.

Отсутствию надлежащей правовой регламентации рассматриваемых вопросов уделяется сегодня огромное внимание. Поэтому следует сказать о недопустимости отсутствия специальных требований к учреждениям здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности, предоставляющим возмездные медицинские услуги. В связи с этим отметим следующее. Такие учреждения не имеют права собственности на имущество, которое за ними закреплено. Учреждение здравоохранения является обладателем ограниченного вещного права -права на оперативное управление. Всё имущество, которое принадлежит таким учреждениям, является собственностью муниципального образования или государства. Доход от использования этого имущества распределяются не по усмотрению учреждения, а по усмотрению собственника. Но, как уже было отмечено выше, учреждение может заниматься коммерческой деятельностью и оказывать медицинские услуги на платной основе. Но правовой режим доходов, получаемых учреждением от осуществления такой деятельности, не до конца понятен. Исходя из п. 2 ст. 298 Трудового Кодекса Российской Федерации [8], такие средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе.

Читайте так же:  Как подарить долю в квартире родственнику и какие нужны документы

Имущество учреждения здравоохранения формируется из нескольких источников. В качестве первого источника выступают средства, полученные от собственника, в качестве второго – доход, полученный от коммерческой деятельности, учитываемый на отдельном балансе. Следовательно, если на средства, полученные от предпринимательской деятельности, учреждение приобретет какое-либо имущество, то у него возникнет право на такое имущество. В связи с этим возникает вопрос, касающийся природы такого права, так как понятие «самостоятельное распоряжение» не является однозначным.

1. См.: Вильгоненко И. М., Степанова Л. П., Титенко Ю. А. Специфика субъектного состава обязательства из причинения вреда здоровью // Юридический вестник ДГУ – 2016. -№ 4. – С. 116.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ (ред. от 19 июля 2018 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг : Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 // СЗ РФ. -2012. – № 41. – Ст. 5628.

4. Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС 02-373 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18 апреля 2002 г. № ГКПИ 2002-364, которым было отказано в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 “Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями” в части, касающейся государственных

и муниципальных медицинских учреждений». – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов : Проект Постановления Правительства Российской Федерации : подготовлен Минздравом России 28 августа 2017 г.). – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186 // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo. gov.ru.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения. Перечень, правила оказания, договор на предоставление, возврат средств

Платные услуги граждане получают по собственному желанию. Нормативными актами установлены правила, в соответствие с которыми должны оказываться медицинские услуги пациентам в учреждениях здравоохранения.

Правила предоставления платных услуг медицинскими организациями

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения может получить любой гражданин. Это право закреплено федеральным законом об охране здоровья населения. Также права и интересы застрахованных в системе ОМС лиц, а также тех, кто вносит оплату за услуги, регулируются законом о защите прав потребителей.

Основные правила, закрепленные правовыми документами:

После того, как договор будет подписан, а обследование проведено, заказчику дается полная информация о результатах. По желанию клиента могут быть включены в договор дополнительные консультации и процедуры. В брошюрах и на официальном сайте указываются данные не только самой организации, но и всех медицинских работниках.

Существует установленный законом общий порядок, которым руководствуются все лечебные учреждения, оказывающие услуги на платной основе:

  1. Клиент и медицинская организация договариваются о предоставлении конкретной услуги и составляют договор.
  2. Оказываемые услуги обязательно должны соответствовать стандартному качеству, если в договоре отсутствуют конкретные требования клиента.
  3. Пациент, как потребитель услуги, обязан сам, или через представителя, подписать согласие на получение услуг. Согласие должно быть информированным и полностью добровольным.Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-2
  4. По требованию потребителя, медицинский работник должен провести исследование и предоставить информацию о состоянии здоровья гражданина, о результатах исследований (в расшифрованном виде) и поставленном диагнозе. Также даются предупреждения о всех рисках и последствиях. Затем врач может уведомить пациента о необходимости пройти дополнительные обследования на платной основе.

Все дополнительные услуги, запрошенные клиентом, должны быть обозначены в договоре. Для этого можно использовать приложение к основному документу.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения оказываются населению только при соответствии основным требованиям, изложенным в Федеральном законе № 1006.

Образец официального документа:Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-3-1

Основные правила, содержащиеся в российском законодательстве:

Потребителям вся информация дается в сжатом, доступном виде. Должна присутствовать не только устная форма (консультации), но и наглядная – брошюры, сайт в Интернете, листовки и прейскурант, оформленный в соответствие с правилами. Список услуг и фамилии врачей также вывешиваются на отдельный стенд для посетителей.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения не могут оказываться, или оказываются с ограничениями в нескольких случаях (для государственных поликлиник):

    В случаях, когда пациенту нужна экстренная помощь или лечение, предусмотренное по государственной программе на бесплатной основе (консультация врача, назначение медикаментов, анализы).

Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-4

Предоставление платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения запрещено, если требуется экстренная помощь
  • Пациент не дал свое согласие на проведение каких – либо лечебных манипуляций. Это относится к случаям, когда дополнительное вмешательство и процедуры требуются для сохранения жизни человека.
  • Отсутствует прайс–лист с полным перечнем платных услуг и указанием цены на каждую из них.
  • Информация о предоставлении платных услуг отсутствует на официальном сайте и в брошюрах учреждения. Оплата услуг должна осуществляться на кассе, с получением чека, но не в кабинете у врача.
  • Читайте так же:  Образец и порядок оформления искового заявления в суд о лишении родительских прав

    Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за то, каким образом оказываются платные медицинские услуги. Они должны предоставляться только при необходимости и на высоком уровне. Начальник отделения также изучает дела пациентов и принимает решение, требуется ли в конкретном случае предоставление тех или иных услуг.

    Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:

    • стандартные данные «шапка» документа, в которой указывают ФИО клиента, его жалобы и заказанные услуги, а также вписывается наименование самого учреждения, адрес и номер разрешительной документации (лицензии). Дополнительно можно указать особые требования клиента, например, чтобы лечение производил конкретный врач или просьба об анонимном осмотре. В последнем случае личные данные не указываются в стандартной медицинской карте;
    • список анализов, консультаций, обследований и лечебных процедур, заказанных клиентом. Они предоставляются только на основании договора;Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-6
    • дата обращения и фактического проведения процедур;
    • дата окончания мероприятий – указывается после посещения лечебного кабинета;
    • стоимость каждой услуги по прейскуранту и общая стоимость, которая будет указана в чеке;
    • способ оплаты;
    • обязательно отмечается ФИО лица, заключающего соглашение с клиентом;
    • отдельным пунктом прописываются все условия и ответственность каждой из сторон, которая наступит, если условия не будут соблюдены. Также можно указать, каким образом спор может быть решен самостоятельно;
    • порядок расторжения договора и внесения изменений, дополнительные вложения;
    • иные условия – по желанию сторон.

    Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

    Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-5

    Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

    Медицинские (платные) услуги населению на иных условиях могут быть предоставлены только:

    • при личном обращении гражданина, по его желанию;
    • по условиям территориальной программы;
    • в рамках целевых программ, введенных государством.

    Под иными условиями понимают:

    1. Лечение в отдельной палате и с усиленным наблюдением, присутствие в палате сиделки.Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-10
    2. Предоставление больному медицинских препаратов, которые не являются необходимыми для поддержания жизни и работоспособности всех систем органов.
    3. Анонимные исследования.
    4. Дополнительные анализы, процедуры, проводимые по просьбе гражданина и при отсутствии показаний.

    Граждане иностранных государств и лица, не имеющие гражданства, могут рассчитывать только на экстренную бесплатную помощь. В остальных случаях они обязаны оплатить лечение и консультации.

    Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

    В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

    1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
    2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
    3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

    Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.

    Правила предоставления услуг иностранцам, лицам без гражданства

    Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, временно или постоянно находящимися или пребывающими в России:

    • каждый человек имеет право на получение необходимой (экстренной) помощи в определенном объеме;
    • дополнительные услуги предоставляются по полису Добровольного медицинского страхования;
    • полис ОМС, по которому можно получить любые необходимые услуги, оформляется иностранным гражданам, оформившим вид на жительство.Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-7

    Любой человек, находящийся в России, вправе получить экстренную медицинскую помощь по показаниям. Но при самостоятельном обращении в лечебное учреждение – частное или государственное, необходимо оплатить услуги по прейскуранту.

    Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

    Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

    1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
    2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
    3. Проводятся все лечебные мероприятия.
    4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

    Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

    Деньги, потраченные на лечение по платным программам, можно вернуть только в виде социального налогового вычета, либо, по договору, если услуга была не оказана, или оказана не по стандарту.Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения proxy?url=https%3A%2F%2Fhealthperfect.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fplatnye-meditsinskie-uslugi-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-8

    Нет тематического видео для этой статьи.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Возврат средств при оформлении вычета:

    Изображение - Какие платные услуги могут оказывать государственные (муниципальные) медучреждения 909847562412
    Автор статьи: Артур Морозов

    Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 4.9 проголосовавших: 12

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here