Договор морской перевозки

Предлагаем информацию по теме: "договор морской перевозки". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

Морская перевозка груза — один из самых распространенных видов перевозок. Морским транспортом перевозится большая часть грузов морского грузопотока. Перевозка грузов морским транспортом бывает двух видов: 1)

международная морская перевозка; 2)

каботаж — перевозка грузов и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки.

перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения; 2)

перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза; 3)

отправитель груза обязан оплатить данную перевозку. Сторонами договора морской перевозки являются: 1)

перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени которого заключен такой договор; 2)

грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени; 3)

фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт». Существуют следующие особенности уплаты фрахта при морской перевозке грузов (ст. 164 КТМ РФ): 1)

размер фрахта устанавливается соглашением сторон; 2)

при отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза; 3)

в случае, если груз погружен на судно в большем количестве, чем предусмотрено договором морской перевозки груза, размер фрахта соответственно увеличивается; 4)

в случае если вместо предусмотренного договором морской перевозки груза на судно погружен другой груз, размер фрахта за перевозку которого больше, чем предусмотренный договором морской перевозки груза, фрахт уплачивается за перевозку действительно погруженного груза; 5)

за груз, утраченный при его перевозке, фрахт не взимается, а если он был уплачен заранее, то возвращается; 6)

за груз, погибший или поврежденный вследствие его естественных свойств или зависящих от отправителя обстоятельств, фрахт уплачивается полностью.

Чартер — договор между владельцем транспортного средства и нанимателем (фрахтователем) об аренде транспортного средства или его части на определенный срок или рейс. Чартер должен соответствовать следующим требованиям: 1)

он должен быть подписан перевозчиком и фрахтователем или их представителями; 2)

содержать наименование сторон договора; 3)

содержать название судна; 4)

содержать указание на род и вид груза; 5)

содержать указание на размер фрахта; 6)

содержать наименование места погрузки груза; 7)

содержать наименование места назначения или направления судна; 8)

по соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Существуют основные условия подачи и погрузки судна: 1)

судно должно быть подано в мореходном состоянии; 2)

оно должно быть подано строго в указанный во фрахте или чартере порт; 3)

судно должно быть подано в строго оговоренное во фрахте или чартере время; 4)

груз должен быть надлежащим образом упакован и маркирован и полностью подготовлен к погрузке; 5)

судно должно быть подано на такую пристань, которая оснащена всем необходимым для погрузки и на которой отсутствуют преграды, препятствующие погрузке; 6)

если зафрахтовано все судно, то отправитель груза имеет право требовать удаления постороннего груза, находящегося на судне; 7)

провозить груз на палубе можно только с разрешения грузоотправителя.

С момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи на перевозчика возлагаются обязанности: 1)

обеспечить сохранность груза в пути следования; 2)

обеспечить выгрузку груза; 3)

обеспечить транспортировку груза в соответствии с его особенностями.

Срок и маршрут транспортировки груза устанавливаются соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения груз должен быть доставлен в срок, который разумно требовать от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств и обычного маршрута.

Опасным грузом называется такой груз, который: 1)

легко воспламеняется; 2)

является взрывчатым веществом; 3)

был сдан под неправильным наименованием, и при приеме груза перевозчик не мог посредством наружного осмотра удостовериться в его свойствах.

В случае невозможности судна войти в порт назначения и осуществить выгрузку груза в результате форс-мажора (война, стихийные бедствия, забастовки, и др.), перевозчик обязан: 1)

направить отправителю срочное сообщение о наличии указанных обстоятельств и запросить у отправителя разрешение осуществить выгрузку в другом порту; 2)

при получении соответствующего указания осуществить выгрузка в том порту и в таком порядке, который укажет отправитель.

При отсутствии такого распоряжения в течение 3-х дней с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна имеет право отгрузить груз в ближайшем порту и сообщить об этом отправителю (или фрахтователю), либо управомоченному распоряжаться грузом лицу; капитан судна вправе поступить так, если полученное им распоряжение нельзя выполнить без причинения ущерба владельцам других находящихся на судне грузов.

Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза в следующих размерах (ст.

за утрату груза — в размере стоимости утраченного груза; 2)

за повреждение груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость; 3)

Читайте так же:  Заявление в полицию о краже

в случае утраты груза, принятого для перевозки с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимость груза; 4)

за перевозку груза с объявленной ценностью с отправителя или получателя взимается дополнительная плата, размер которой определяется договором морской перевозки груза; 5)

перевозчик возвращает полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного или поврежденного груза. Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение

принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие (ст. 166 КТМ РФ): 1)

непреодолимой силы; 2)

опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах; 3)

любых мер по спасению людей или разумных мер по спасению имущества на море; 4)

пожара, возникшего не по вине перевозчика; 5)

действий и распоряжений соответствующих властей; 6)

военных действий и народных волнений; 7)

действия или бездействия отправителя или получателя; 8)

скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; 9)

незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; 10)

недостаточности или неясности марок; 11)

забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; 12)

иных обстоятельств, возникших не вине перевозчика, его работников или агентов.

Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств: 1)

судно погибнет или будет насильственно захвачено; 2)

судно будет признано непригодным к плаванию; 3)

погибнет груз, индивидуально определенный; 4)

погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки.

Существование в торговом мореплавании двух систем организации судоходства: трамповой и линейной – предопределило деление договора морской перевозки груза на два вида.

Договор морской перевозки груза может быть заключен:

  • 1) С условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
  • 2) без такого условия (в этом случае договор оформляется коносаментом);

Обязательным признаком договора трампового судоходства является осуществление перевозки на особых условиях: для размещений груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения. Этот договор назван в ст. 115 КТМ чартером. Он используется при перевозке груза трамповыми судами .

Договор перевозки груза линейного судоходства заключается без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений. В КТМ или каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его можно было назвать договором по коносаменту. Коносаментом подтверждается заключение договоров при перевозке грузов на линейных судах. Коносамент – это расписка, выдаваемая судовладельцем (капитаном судна или агентом транспортного предприятия) грузоотправителю, которая удостоверяет принятие груза к перевозке. Коносамент является товарораспорядительным документом и оформляется в нескольких экземплярах (обычно не меньше трех), являющихся оригиналами; одновременно составляется необходимое количество копий, которые не имеют юридической силы, но необходимы для учета.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от того, в какой форме осуществляется морская перевозка (линейная или трамповая), договор морской перевозки заключается либо без условия предоставления судна или его части (линейная), либо с таким условием (трамповая). Договор, заключаемый с условием предоставления всего судна или его части, называется договором фрахтования.

Оформление договора перевозки в линейном судоходстве в большинстве случаев осуществляется посредством коносамента Особое значение коносамент имеет в отношениях между судовладельцем и получателем груза. По сути, коносамент является единственным документом, регулирующим отношения между ними.

Коносамент выполняет одновременно три функции: доказательства договора перевозки, расписки перевозчика в приеме груза к перевозке и товарораспорядительного документа.

Мировой практике известны следующие виды коносаментов:

По способу обозначения лица, имеющего право требовать выдачи груза, коносаменты бывают: предъявительским, ордерным или именным. При морских перевозках грузов применяются экспортные, каботажные, прямые сквозные, слушанные, линейные, чартерные, служебные, долевые коносаменты. В свою очередь сквозные коносаменты подразделяются на три типа:

  • -морской сквозной коносамент;
  • -обычный сквозной коносамент;
  • – коносамент на смешанную первозку.

Коносамент оформляется на каждую отдельную партию товара одного наименования, следующую от одного отправителя в адрес одного получателя и имеющую одну маркировку. Однако допускаются исключения, когда по одному коносаменту следуют сборные отправки грузов различных отправителей и получателей. Такой способ используется, как правило, экспедиторскими организациями. В этом случае соблюдается принцип одного отправителя и одного получателя, поскольку в качестве отправителя и получателя, как правило, выступают экспедиторские организации, а реальный грузовладелец получает коносамент, выписанный не судовладельцем, а такой организацией. Таким путем достигается сокращение сроков доставки грузов и снижение транспортных затрат.

Коносамент, как правило, составляется по проформе. Проформа может быть разработана и утверждена:

  • – судовладельцем (чаще всего при линейных перевозках);
  • -международной организацией (например, проформы соответствующих чартерных коносаментов, утвержденных БИМКО (Балтийской и Международной морской конференцией), или проформа коносамента на смешанные перевозки (FBL, утвержденная FIATA).

Коносамент, как и букинг-нота, имеет лицевую и оборотную стороны. На практике лицевая сторона нередко нумеруется стр. 2, а оборотная – стр. 1.

Читайте так же:  Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество

В зависимости от торговых обычаев и соответствующих правил лицевая сторона содержит следующие данные:

На оборотной стороне коносамента обычно указываются общие условия перевозки. В частности, оборотная сторона коносамента может содержать следующие данные:

  • – толкование таких терминов, как “торговец”, “перевозчик”, “груз”, “держатель” и т.п.;
  • – условие о первостепенности закона, по которому на коносамент распространяются Гаагско-Висбийские или Гамбургские правила либо делается ссылка на другие конвенции или национальное законодательство;
  • – условие о юрисдикции, определяющее место рассмотрения споров, вытекающих из перевозки;
  • – период ответственности, в течение которого перевозчик и/или его представитель отвечает за утрату или порчу груза;
  • – условие о районе плавания. В нем обычно содержатся условия о возможности и условиях девиации;
  • – оговорка о замене судна, перегрузке и экспедиции;
  • – условие о лихтеровке, возлагающее на грузовладельца расходы по оплате всех погрузочно-разгрузочных работ при необходимости использования лихтеров;
  • – условие о погрузке, выгрузке и сдаче груза;
  • – условие о фрахте и расходах;
  • – условие о залоговом праве;
  • – условие о задержке;
  • – условие об общей аварии и спасении.

Кроме этих условий коносамент может содержать и другие условия, относящиеся непосредственно к конкретной перевозке. Перевозчик, принявший груз к перевозке без каких-либо оговорок о недоброкачественном (по внешнему виду) состоянии груза и/или его упаковки или каких-либо иных оговорок, относящихся к грузу, выдает грузовладельцу “чистый” коносамент.

Проверка содержимого отдельных мест не входит в Обязанности перевозчика. Если груз предъявлен к перевозке в поврежденной упаковке, то, как правило, такой груз к перевозке не принимается. Груз может быть принят только в том случае, если грузовладелец выдаст перевозчику письменный документ, подтверждающий, что состояние груза или его упаковки соответствует условиям запродажного договора. Однако и в этом случае в коносамент будут внесены соответствующие оговорки. Коносамент принято считать чистым, даже если он содержит оговорки следующего содержания:

  • – о том, что груз предъявлен к перевозке в таре/ упаковке, бывшей в употреблении;
  • – о том, что все риски за дефекты, связанные со специфическими особенностями груза, относятся на грузовладельца;
  • – о том, что вес, качество и количество груза перевозчику неизвестно и внесены в коносамент со слов грузоотправителя.

Если расчеты по договору купли-продажи осуществляются в форме аккредитива, необходимо, чтобы условия аккредитива, относящиеся к коносаменту, содержали все оговорки, перечисленные в предыдущем абзаце, потому что в противном случае банк может не принять коносамент с такими оговорками.

Помимо коносамента, особенно на стадии бронирования мест на линейное судно, может использоваться букинг-нота, которая является как бы “предварительным договором”, состоит из двух частей (лицевой и оборотной) и содержит следующие условия: – на лицевой стороне – дата и место совершения сделки, наименование фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузовладельца), вид и количество груза, наименование судна, порты отправления и назначения, ставка фрахта и условия платежа, размещение груза на судне (в трюме или на палубе), наименование грузоотправителя, оговорка об использовании коносаментов перевозчика, подписи фрахтователя и фрахтовщика. Кроме этого, на лицевой стороне могут указываться позиция судна (местонахождение судна на момент заключения сделки), нормы грузовых работ и т.д.;

– на оборотной стороне – положения о юрисдикции, сроках ответственности, условиях выполнения рейса, замене судна, перевалке и экспедиции, погрузке, выгрузке и сдаче груза, задержках в пути, диспаче и демередже, форс-мажорную оговорку и т.п.

Коносамент в обязательном порядке должен быть подписан капитаном судна либо пароходным агентом и заверен печатью.

Коносамент составляется как минимум в двух экземплярах, все экземпляры должны содержать штамп «оригинал», кроме того на них необходимо проставить порядковый номер оригинала с указанием числа таких оригиналов. Силу товарораспределительного документа имеет лишь один из экземпляров коносамента. Произведя выдачу груза по одному из оригиналов, все остальные экземпляры коносамента теряют свою силу. Количество выписываемых экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров коносамента зависит от сложности самой процедуры перевозки груза. Необходимого количества экземпляров должно хватить для проверки грузов со стороны агентов судна, администрации порта, сотрудниками таможни и т.д. Все копии коносамента должны содержать обязательный штамп «копия». Следует учитывать, что количество копий прописанное в коносаменте не входит в количество экземпляров.

По завершении составления коносамента, судовым агентом либо потом оформляется манифест, представляющий собой опись товаров, которые фактически были погружены на судно по коносаменту. Манифест требуется для пароходства и судна, а также для таможни портов и т.д.

Кроме договоров морской перевозки груза, оформляемых на основании коносамента существует еще один вид договоров морской перевозки – чартер. Чартер представляет собой договор на перевозку груза, составляемый между фрахтователем (которыми могут выступать грузоотправитель либо его представитель). Чартер несет в себе лишь одну функцию – он является непосредственным договором морской либо речной перевозки.

Различают следующие виды чартеров:

  • – чистый чартер, представляет собой документ стандартной формы с подписями и не имеющий никаких изменений;
  • – открытый чартер, такой документ не содержит информацию о грузе и о пункте назначения.

Разработка стандартных форм чартеров осуществляется самими судовладельцами и фрахтователями. Для определенного вида груза применяется свой чартер. Типовыми договорами перевозки являются проформы. В зависимости от состава фрахтуемого судна различают следующие виды чартера:

  • -тайм-чартер, представляет собой договор аренды судна либо его части на срок,, указанный в договоре аренды, в распоряжении фрахтователя, при таких условиях договора судно может использоваться в любых направлениях;
  • -майз-чартер – представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договору судно нанимается с командой;
  • – бербоут-чартер, представляет собой договор найма судна, когда все расходы по использованию судна полностью ложатся на фрахтователя, по такому договору судно предоставляется без команды и судовладельцу выплачивается арендная плата.
Читайте так же:  Написание частной жалобы на судебное определение

Заключая чартер, фрахтователю необходимо четко ориентироваться в нормах погрузки и выгрузки в портах, поскольку нарушение сроков погрузки и выгрузки влекут за собой наложение со стороны судовладельца штрафов (демерредж), в связи с тем, что нарушение таких сроков повлекло простой судна под грузовыми операциями. Соответственно, досрочное завершение работ по погрузке и разгрузке судна сопровождается выплатой со стороны судовладельца фрахтователю премии (диспач) .

Договор морской перевозки – это услуга транспортировки грузов или пассажиров морским транспортом.

В соответствии с положениями Кодекса торгового мореплавания договоры морской перевозки дифференцируются в зависимости от способа загрузки судна. Таким образом, выделяются два основных вида договоров, в которых:

  • имеется условие чартера, то есть предоставления под груз всего судна, какой либо его части или специализированных помещений морского транспортного средства;
  • не имеется условий о чартере.

По договорам, не подразумевающим чартерные условия, перевозчик самостоятельно определяет способ распределения и технические условия транспортирования груза, принятого от грузоотправителя.

Существуют также несколько производных от основных видов договоров, таких как time-charter или demise-charter.

Для договора морской перевозки предусмотрена простая письменная форма. По своей юридической сути договор морской перевозки обладает признаками договора присоединения, в силу которого грузоотправитель либо принимает условия, предлагаемые ему морским перевозчиком, либо подыскивает более удобные для себя варианты.

В силу характера условий присоединения договор может быть заменен коносаментом, то есть морским вариантом накладной, выдаваемой перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта приема груза.

И коносаменты, и собственно договоры предельно отработаны, их форма является унифицированной и подчиненной правилам морских интернациональных перевозок.

Форма этих документов изготовляется типографским способом, что обеспечивает единообразное соблюдение правил морских международных перевозок.

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки груза

Если договор грузоперевозки не будет предусматривать условия ограничения ответственности, то перевозчик будет нести ее в полном объеме как за утрату груза, так и за его повреждение.

Договоры грузоперевозок морским транспортом имеют такую большую историю и настолько отработаны, что практически любой договор коносамента или чартера включает в себя условия «исключенных рисков».

Так, условиями для освобождения морского перевозчика от ответственности будут:

  1. опасные ситуации и непредвиденные происшествия не только в морских, но и в любых судоходных водах;
  2. возгорания на судне, не вызванные действиями или бездействием перевозчика;
  3. военные конфликты и волнения населения;
  4. дефекты груза, характеристики груза, его усушка или утруска и т.д.

Для освобождения от ответственности по вышеперечисленным обстоятельствам перевозчику потребуется доказать, что имели место именно эти события или хотя бы одно из них.

В силу требований ст. 160 Кодекса торгового мореплавания, морской перевозчик несет ответственность за:

  • утрату груза. При утрате груза он обязан возместить его стоимость и возвратить фрахт, не входящий в цену груза. При утрате грузоотправления с заявленной ценой стоимость возмещения будет равна заявленной стоимости;
  • нанесение повреждений грузу. В этом случае он обязан возместить сумму, равную нанесенному ущербу, и возвратить фрахт, не входящий в цену груза.

Изображение - Договор морской перевозки proxy?url=https%3A%2F%2Fzakonius.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2Fdogovor-morskoj-perevozki-1

Правила перевозки пассажиров морских транспортом регламентируются, в первую очередь, Кодексом Торгового мореплавания РФ, который, в свою очередь, дублирует основные условия Афинской Конвенции 1974 года.

В соответствии со ст. 177 Кодекса торгового мореплавания РФ договор морской перевозки пассажиров является соглашением между перевозчиком и пассажиром, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя обязательство доставить пассажира (и его багаж) в место назначения, определенное по маршруту морского судна.

Пассажир по тому же договору обязуется оплатить проезд как за себя лично, так и за провозимый им багаж. В качестве пассажира будет выступать также лицо, сопровождающее груз при условии оплаты только провоза груза.

Любой договор перевозки пассажиров или груза, не соответствующий правилам главы 9 Кодекса торгового мореплавания, признаются ничтожными.

Кодекс торгового мореплавания РФ не обязывает пассажира и перевозчика заключать договор в его буквальном смысле.

Так, ст. 179 КТМ РФ устанавливает, что свидетельством договора с перевозчиком могут выступать билеты на проезд и квитанции на сдачу груза или багажа. Это свидетельствует о том, что договор морской перевозки пассажиров содержит в себе все признаки договора присоединения, в силу которых перевозчик диктует набор услуг, к которым пассажир может либо присоединиться, либо отказаться от поездки.

Это значит, что любые договорные опции морского проезда пассажир может выбрать лишь из списка, предложенного перевозчиком. Например, может выбрать каюту люкс или каюту эконом.

Форма пассажирского билета, а равно содержание квитанции о сдаче багажа могут варьироваться в зависимости от типа морского судна. Билеты и квитанции на международные рейсы заполняются более детально, в отличие от рейсов каботажных.

Читайте так же:  Можно ли получить имущественный вычет при покупке квартиры с использованием средств военной ипотеки

Статья 180 Кодекса торгового мореплавания РФ определяет багаж как любой предмет (в том числе и автомобиль), транспортировка которых осуществляется в силу договора пассажирской перевозки одновременно с пассажиром.

Имеется и небольшое реверсное право, когда договорное право пассажира происходит из договора транспортировки груза. Так, будет считаться пассажиром лицо, сопровождающее груз, хотя с ним договор перевозки пассажира не заключался.

Та же статья 180 КТМ РФ устанавливает определение каютного груза (являющегося эквивалентом ручной клади по договорам авиаперевозок). Так, каютным грузом будет считаться багаж, находящийся в каюте пассажира под его личным присмотром и в его личном пользовании.

Ответственность перевозчика распространяется на период времени, равный нахождению пассажира на морском судне и времени перевозки пассажира от берега до судна и обратно.

Исключается из времени нахождения на судне время нахождения пассажира на причале и в морском порту.

Ответственность перевозчика за багаж действует в том же временном диапазоне, а окончание ответственности за багаж наступает при вручении багажа пассажиру в момент окончания поездки.

Договор перевозки пассажира морским транспортом может быть расторгнут как по соглашению сторон, так и по единоличной инициативе пассажира или перевозчика.

Пассажир может отказаться от поездки морским транспортом:

  • до отхода морского судна из порта;
  • в любом из морских портов, в которых маршрутом судна предусмотрена остановка для высадки и посадки пассажиров.

При отказе от рейса пассажир имеет право на возврат всей суммы, внесенной в оплату перевозки, в случае, если отказ от поездки был вызван болезнью, а также, если отказ был совершен не менее чем за 30 дней до отплытия.

Не будет возвращена сумма в случае, если пассажир отказался от поездки менее чем 30 дней до отплытия и отказ не был вызван уважительными причинами.

Перевозчик имеет право расторгнуть договор перевозки пассажира в случаях:

  1. военных конфликтов и любых военных действий, создающих угрозу захвата судна в зоне, через которые проходит маршрут судна;
  2. блокады портов отправления и прибытия;
  3. разрушения судна, технической неисправности судна и его непригодности к эксплуатации. Непригодность судна должна быть установлена компетентной комиссией;
  4. экспроприации судна для нужд государства;
  5. задержания и блокирования судна в любом из портов.

Изменение маршрута и задержание отплытия судна из любого из портов возможно по инициативе перевозчика, когда это обусловлено необходимостью уйти из зоны повышенного риска, связанного, например, со вспышками инфекционных заболеваний, неблагоприятными санитарными условиями и другими объективными причинами.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Договор морской перевозки. Договор называют чартером, если…

Требования к содержанию и порядку заключения договора морской перевозки определяются главой VIII Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ).

Сторонами сделки, согласно статье 119 КТМ РФ, являются перевозчик (организация, предоставляющая судно с экипажем) и отправитель груза. Получатель груза стороной сделки не является, однако на него договором и могут быть возложены определенные обязанности, если в тексте коносамента (накладной на груз) есть указание на это. В рамках сделки, согласно статье 115 КТМ РФ, перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в порт назначения и сдать его получателю, а отправитель — оплатить доставку по установленной цене.

Данный договор заключается, в соответствии со статьей 117 КТМ РФ, только в письменной форме и не требует нотариального удостоверения или госрегистрации. При этом практикам важно помнить, что условия сделки могут содержаться в различных документах (чартере, коносаменте и т. п.).

Также следует знать, что законом предусмотрено два вида договора перевозки по морю: обычная сделка по перевозке груза и чартер. Согласно статье 115 КТМ РФ, договор морской перевозки называют чартером, если в нем содержится специальное условие о том, что для перевозки груза предоставляется все судно либо конкретные его части (помещения в трюме, палуба и т. д.). При заключении чартера необходимо обратить внимание на изменение терминологии в обозначении сторон: перевозчик так и именуется перевозчиком, отправитель же груза, согласно пункту 4 статьи 115 КТМ РФ, становится фрахтователем.

Договор морской перевозки грузов — содержание, обязанности и ответственность сторон

Перечень информации, которая должна содержаться в договоре/чартере, обозначен в статье 120 КТМ РФ.

Согласно данной норме, в контракте следует указать:

  • наименования сторон (перевозчика и фрахтователя);
  • название морского судна;
  • описание груза (указание на его род и вид), а также указание на опасность и специальные условия его хранения и транспортировки;
  • обозначение места (порта) погрузки;
  • наименование места выгрузки (порта назначения);
  • размер фрахта (платы за перевозку).

В договор стороны могут также включить и дополнительные условия по своему усмотрению, если это не противоречит закону. Соглашение является действительным с момента его подписания.

Договор морской перевозки возлагает на транспортную компанию следующие обязательства:

  1. До начала плавания подготовить корабль к выполнению перевозки, в том числе произвести необходимые ремонтные работы, обеспечить экипажем, топливом, расходными материалами, провизией, сделать трюмы, палубу и т. п. пригодными для приема имущества (статья 124 КТМ РФ).
  2. Вовремя подать корабль под погрузку к пирсу, который обозначен отправителем. Необходимо помнить, что если конкретный пирс для погрузки не обозначен, обозначенный причал непригоден для производства погрузочных работ либо 2 и более отправителя указали на разные места, то транспортная компания может подать корабль к тому причалу, где обычно проводятся погрузочные работы (статьи 127, 128 КТМ РФ).
  3. Письменно известить фрахтователя о том, что корабль готов к погрузке и находится у пирса либо на рейде соответствующего порта (статья 129 КТМ РФ). Сроки отправки извещения определяются сторонами либо обычаями, принятыми в данном порту.
  4. Выдать отправителю документ (накладную или коносамент), подтверждающий факт приема груза капитаном корабля (статья 142 КТМ РФ). Коносамент впоследствии передается получателю груза, на основании чего тот может получить товар в порту прибытия.
Читайте так же:  Как правильно взять ипотеку на квартиру – этапы оформления

С момента принятия на борт груза и до выдачи его получателю перевозчик, согласно статье 150 КТМ РФ, должен принять все меры для сохранности груза и доставки его в надлежащем состоянии, а также (при необходимости) совершать различные действия с грузом (обрабатывать, перегружать, хранить и т. д.).

Также статьей 152 КТМ РФ на перевозчика возлагаются обязанности по своевременной доставке груза получателю по маршруту, который оговорен в чартере. В том случае если по каким-либо уважительным причинам (из-за неблагоприятных погодных условий, запрета портовых властей и т. д.) судно не может своевременно прибыть в порт назначения, перевозчик должен немедленно сообщить об этом лицу, которое вправе распоряжаться грузом (это может быть как фрахтователь, так и получатель), для принятия решения о дальнейших действиях.

Отправитель (фрахтователь) обязан осуществить следующие действия:

  1. Указать место, куда перевозчику необходимо подать судно для погрузки. Данное место должно быть безопасно и пригодно для того, чтобы полностью загруженное судно смогло выйти в море (статья 127 КТМ РФ).
  2. Надлежащим образом упаковать груз. Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность груза при погрузке и перевозке. Предоставленный груз (тара) должен быть надлежащим образом маркирован. Перевозчику необходимо сообщить обо всех необходимых свойствах и особенностях груза, а также мерах, которые необходимо предпринять для его сохранности (статья 139 КТМ РФ).
  3. Доставить груз к месту погрузки и произвести необходимые погрузочные работы в течение срока, указанного в договоре (статья 130 КТМ РФ).
  4. Передать перевозчику все необходимые санитарные, таможенные и прочие документы на груз (статья 141 КТМ РФ).
  5. Оплатить перевозку (статья 163 КТМ РФ).

Условия и границы ответственности транспортной компании определяются статьей 166 КТМ РФ.

В частности, на транспортную организацию возлагается ответственность за просрочку передачи груза адресату, его повреждение или гибель.

Санкции за несвоевременную доставку на перевозчика накладываются, если груз не был передан получателю в определенное контрактом время. Если при этом время просрочки превышает 30 суток, транспортной организации в силу пункта 3 статьи 166 КТМ РФ может быть предъявлено требование в связи с утратой перевозимого груза.

При этом важно помнить, что в статье 166 КТМ РФ перечислены обстоятельства, при наличии которых на транспортную организацию санкции за повреждение или утрату груза и несвоевременную поставку не налагаются. Среди них:

  • неправомерные действия (бездействие) отправителя или адресата, наличие скрытых недостатков груза, неизвестных перевозчику, нехватка либо нечеткость маркировочных обозначений, дефекты тары;
  • пожар, военные действия, несчастные случаи на море, забастовки и иные аналогичные причины, в которых нет вины транспортной компании;
  • навигационная ошибка, возникшая из-за неправильного управления кораблем или неверных указаний лоцмана.

Возможные санкции, применимые к транспортной компании, обозначены в статье 169 КТМ РФ. Так, если груз погиб по вине владельца корабля, последний должен возместить фрахтователю его стоимость и цену перевозки (если груз был передан перевозчику с объявленной ценностью — в указанном фрахтователем размере). При этом цена имущества определяется исходя из биржевых или иных сравнимых цен в порту прибытия в то время, когда груз должен быть выгружен.

По общему правилу статьи 176 КТМ РФ отправитель (фрахтователь) несет ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажет отсутствия своей вины в причинении.

В качестве примера причинения перевозчику убытков по вине фрахтователя можно назвать:

  • задержку судна под погрузкой вследствие действий или бездействия фрахтователя (статья 135 КТМ РФ);
  • причинение вреда судну или членам экипажа ввиду свойств груза, о которых не было сообщено перевозчику (статья 151 КТМ РФ).
Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как видите, содержание договора, права, обязанности и ответственность сторон морской перевозки детально регламентированы нормами КТМ РФ. Их знание позволит практикам учесть все особенности данной сделки при ее заключении.

Изображение - Договор морской перевозки 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 112

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here