Договор международной перевозки

Предлагаем информацию по теме: "договор международной перевозки". Все вопросы вы можете задать нашему дежурному юристу или в комментариях к статье.

ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

§ 1. Общая характеристика договоров международной перевозки грузов и пассажиров

§ 2. Договор международной морской перевозки грузов и пассажиров.

§ 3. Договор международной воздушной перевозки грузов и пассажиров.

§ 4. Договор международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров.

§ 5. Договор международной железнодорожной перевозки грузов и пассажиров.

§ 6. Договор международной смешанной перевозки грузов и пассажиров.

Общего нормативного определения договора международной пе­ревозки в каком-либо акте не содержится. Поэтому воспользуемся определением, содержащимся в ГК РФ. Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В соответствии со ст. 786 по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется пе­ревезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа. За определенными изъятиями данные определения применимы к международной перевозке.

Особенность международных перевозок состоит в том, что они осуществляются между двумя и более странами. При этом «для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступле­ния груза. на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть». Например, если груз был утрачен до пересечения границы, то перевозка не перестает считаться междуна­родной. Главное, что место отправления и место назначения, указан­ные в договоре, находятся в разных государствах.

Поскольку международные перевозки осуществляются между двумя и более странами, они регулируются сложным комплексом правовых норм, состоящим из норм международных соглашений, националь­ного законодательства и обычаев, сложившихся в области перевозок.

Первая группа международных соглашений касается условий перевозок.

Подобно национальному гражданскому законодательству, в таких соглашениях устанавливаются: 1) форма договора перевозки; 2) существенные условия перевозок; 3) права и обязанности, а также ответственность сторон – перевозчика и грузоотправителя; 4) претен­зии и иски, включая вопросы юрисдикции (как известно, в России вопросы юрисдикции и исков – сфера процессуального права).

В настоящее время международные соглашения об условиях пере­возок грузов, именуемые также транспортными конвенциями, явля­ются основным источником регулирования международных перевозок. По каждому виду перевозок (морская, воздушная, автомобильная, железнодорожная, смешанная) существует какая-либо «основная» конвенция (иногда и более). Положения транспортных конвенций носят в основном императивный характер, особенно в том, что ка­сается ответственности перевозчика.

Многие конвенции об условиях перевозок содержат в своем названии слово «унификация». Унификация – это приведение чего-то к единому знаменателю. Унификация в праве – создание единых правил, которых обязаны придерживаться государства в регулировании определенных общественных отношений, как правило, тех, которые связаны с международным торговым оборотом. По мнению А.Л. Маковского, «главное содержание обязательств, принимаемых в отношении друг друга госу­дарствами по международным договорам об унификации права, состоит в обязанности каждого государства-участника договора обеспечить пра­вовое регулирование определенных в этом договоре отношений установ­ленным в нем образом».

Другая группа международных соглашений – договоры об общих принципах сотрудничества между странами по вопросам транс­порта. К этой группе относятся торговые договоры, договоры о тор­говле и мореплавании, соглашения о сотрудничестве в области конкретного вида транспорта. Они ориентированы в основном на межгосударственное регулирование перевозочной деятельности, со­держат положения достаточно общего характера.

Национальное законодательство в области международных пе­ревозок применяется субсидиарно по отношению к международным договорам. Иными словами, внутреннее законодательство подлежит применению к договорам международной перевозки в случаях, когда какой-то вопрос не урегулирован транспортной конвенцией или сама конвенция (ее коллизионная норма) отсылает к национальному законодательству. Наибольшее практическое значение имеют две кол­лизионные привязки – закон страны отправления (в том, что касается предъявления груза к перевозке) и закон страны назначения груза (вопросы, касающиеся выдачи груза, составление актов о недоста­че). О применении национального законодательства в таких конвен­циях говорится, как правило, в связи с возможностью освобождения перевозчика от ответственности или ограничения ее, а также для решения процессуальных вопросов. К примеру: «Суд может на ос­новании постановлений своего собственного закона освободить пе­ревозчика от ответственности в случае, если в причинении вреда виноват отправитель (пассажир). » и т.д. При отсылке к какому-либо внутреннему праву необходимо последовательно применять:

1) спе­циальные нормативные акты, касающиеся международных перевозок;

2) нормы транспортного законодательства;

3) нормы общеграждан­ского законодательства.

Договор международной перевозки признается внешнеэкономи­ческой сделкой: перевозка выполняется за границу, и иностранный элемент в данном случае присущ процессу перемещения, составля­ющему суть транспортной деятельности. Раздел VI части третьей ГК РФ содержит ряд коллизионных привязок, которые применяются к внешнеэкономическим сделкам в случае, если отсутствуют специ­альные коллизионные нормы, содержащиеся в транспортном законо­дательстве. В соответствии со ст. 1210 ГК стороны вправе сами избрать применимое право к их договору международной перевозки. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве подлежит применению право перевозчика (п. 3 ст. 1211). При этом в приори­тетном порядке перед нормами ГК РФ и специального транспортного законодательства подлежат применению коллизионные нормы, со­держащиеся в международных соглашениях. Например, в соответ­ствии с п. «е» ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992г. при отсутствии соглашения сторон о применимом праве применяется право места совершения сделки.

Читайте так же:  Как получить имущественный налоговый вычет при покупке земельного участка

Пункт 2 ст. 1206 ГК РФ содержит норму, которая также связана с перевозкой: возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находя­щегося в пути движимого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом. Если отношения сторон выходят за рамки транспортных (например, вопросы правопреемства, порядок уступки права на предъявление требований к перевозчику), то необходимо обращение к специальным коллизионным правилам.

Одной из главных целей транспортных конвенций является опре­деление оснований ответственности перевозчика и ограничение ее размера за несохранность груза и просрочку в доставке, а также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В большинстве международных соглашений перевозчик несет ответственность при наличии вины, которая предполагается (то есть бремя доказательства отсутствия вины лежит на самом перевозчике). Отечественное зако­нодательство основано на тех же принципах (см. п. 1 ст. 796 ГК РФ). В данном случае имеется изъятие из общего принципа ответствен­ности предпринимателей (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В большинстве международных соглашений ответственность пере­возчика за несохранность груза ограничивается суммой объявленной стоимости груза. Если стоимость груза не объявлялась, ответствен­ность ограничивается определенной суммой, которая выражается во французских франках. Франки подлежат переводу в национальную валюту по определенной схеме (в зависимости от времени заключе­ния соглашения имеются в виду отсылки либо к старым франкам – франкам Жерминаль (10,31 г золота пробы 0,900) или к франкам Пуанкаре (65,5 мг золота пробы 0,900). Протоколы, принимаемые к конвенциям начиная с 70-х гг. XX в., а также современные транспортные соглашения используют в качестве единицы измерения пре­дела ответственности СПЗ – расчетные единицы МВФ. Согласно транспортным конвенциям ограничивается ответственность перевоз­чика также за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Гражданское законодательство России также ограничивает ответ­ственность перевозчика: при утрате (повреждении) груза – в размере стоимости утраченного (поврежденного) груза, а если стоимость груза объявлялась – в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 ГК РФ). Из этих же принципов исходят современные российские транспорт­ные уставы и кодексы.

Установление пределов ответственности сделано в целях защиты интересов перевозчиков от чрезмерных требований со стороны вла­дельцев утраченных (поврежденных) грузов и/или страховщиков. С другой стороны, согласно конвенциям всякое соглашение, отсту­пающее от установленного режима ответственности, в частности ис­ключающее ответственность перевозчика, недопустимо.

Договоры международной перевозки тесно связаны с иными до­говорами, прежде всего с договорами транспортной экспедиции, купли-продажи и страхования.

Так, количество товаров, подлежащих передаче покупателю, обычно определяется по документу, полученному продавцом от перевозчика (накладная, коносамент). Перевозчик отвечает за сохранность товара в количестве, принятом им от продавца. В случае недостачи товара пре­тензию покупатель должен предъявлять непосредственно перевозчику. Продавцу же предъявляются претензии только в случае, когда будет доказано, что перевозчик не виновен в недостаче или имеет место сме­шанная ответственность перевозчика и грузоотправителя.

Согласованные сторонами базисы поставки, традиционно использу­емые в договорах купли-продажи согласно обычаям или ИНКОТЕРМС, влияют на выбор конкретного вида транспорта, а также на распределение между сторонами обязанностей по заключению договора перевозки.

В частности, в сделках на условиях группы F (FCA, FAS, FOB) обязан­ность организации перевозки лежит на покупателе, а по условиям группы С (CFR, GIF, CPT, CIP) – на продавце. Соответственно расходы по перевозке в первом случае несет покупатель, а во втором – продавец (краткая характеристика группы F в ИНКОТЕРМС – «основная перевоз­ка не оплачена», а группы С – «основная перевозка оплачена»). Как отмечается в литературе, в тех странах, где у продавца имеются доста­точные возможности обеспечить морской транспорт, он может предпо­честь CFR или CIF. Если же такая возможность есть у покупателя, он, скорее всего, будет настаивать на выборе FAS и FOB.

Вместе с тем следует подчеркнуть обособленный характер отноше­ний из договоров перевозки и купли-продажи. О.Н. Садиков отмечает: «При урегулировании споров, возникающих из договора внешнеторговой купли-продажи, его участники нередко смешивают отношения купли-продажи и транспортировки и руководствуются при этом правовыми нормами, относящимися к договору перевозки, что не позволяет им надлежащим образом устранять возникшие разногласия».

Международная перевозка и ее виды, правовое регулирование договоров международной перевозки

С особенностями перевозки по российскому праву можно ознакомиться в статье по ссылке: Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).Понятие международнойперевозки раскрывается, в частности, в ст. 1 закона «О государственном контроле…» от 24.07.1998 № 127-ФЗ, согласно которой под автомобильной международной перевозкой понимается перевозка грузов или пассажиров, а также проезд негруженого транспорта через 2 или более страны.

В зависимости от транспорта и предмета перевозки отличается регулирование договоров международных перевозок. Основными документами в области договоров международной перевозки являются:

  • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция от 12.10.1929).
  • Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28.05.1999; РФ присоединилась к данному документу с оговоркой).
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозкигрузов (далее — КДПГ, от 19.05.1956, Женева).
  • Международная конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа (Афинская конвенция от 13.12.1974).
  • Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбург, 31.03.1978; РФ не участвует).
  • Конвенция ООН о договорах полностью или частично морской международной перевозкигрузов (Роттердамские правила от 11.12.2008, Нью-Йорк; РФ не участвует).
Читайте так же:  Как при разводе поделить квартиру, купленную в браке, в том числе в ипотеку

Для международной перевозки может быть использован договортранспортной экспедиции (письмо Минфина РФ от 01.02.2013 № 03-07-08/2075).

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов

Как было отмечено в предыдущем разделе, одним из основных документов относительно договоров международной перевозки является КДПГ. Базовые положения данной конвенции, обязательной для России в силу присоединения СССР к ней 01.12.1983, следующие:

  • цель КДПГ — единообразие оформляемых документов и норм об ответственности перевозчиков (преамбула КДПГ);
  • КДПГ применяется, если места приемки и выдачи груза расположены в разных государствах (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • для применения конвенции хотя бы одна из стран (страна приемки или страна выдачи груза) должна быть участником конвенции (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • место нахождения и гражданство сторон по договору международной перевозки значения для решения вопроса о применении конвенции не имеют (п. 1 ст. 1 КДПГ);
  • в конвенции перечислены случаи, когда она не применяется, в частности при перевозке мебели (п. 4 ст. 1 КДПГ);
  • согласно ст. 3 КДПГ за перевозку отвечает не только сам перевозчик, но и привлекаемые им агенты;
  • согласно ст. 4 КДПГ перевозка подтверждается накладной, при этом утрата накладной, равно как и ее отсутствие или неправильность составления, не влияют на существование перевозочных отношений;
  • накладные составляются в 3 экз. (для отправителя, перевозчика и для сопровождения груза), может быть составлено большее число накладных, если груз следует на разных автомобилях или партиями (ст. 5 КДПГ);
  • если имеют место обстоятельства, препятствующие сдаче груза, перевозчик запрашивает инструкции у грузоотправителя (п. 1 ст. 16 КДПГ).

Коллизии при регулировании договоров международной перевозки

Поскольку отношения по международной перевозке осложнены участием в них субъектов из разных юрисдикций, неизбежна проблема коллизий. Рассмотрим некоторые нюансы коллизионного регулирования отношений по договору международной перевозки.

В доктрине отмечается, что коллизионные нормы не регулируют отношения сами по себе, а определяют, право какой страны подлежит применению в рассматриваемой ситуации.

Так, в случае если государство ратифицировало Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999 (РФ — участник конвенции в соответствии с законом «О присоединении РФ к Конвенции…» от 03.04.2017 № 52-ФЗ), то в силу п. 1 ст. 1 конвенции она применяется при всякой трансграничной перевозке людей, багажа или груза посредством воздушного судна. Согласно ст. 28 конвенции перевозчик производит незамедлительные выплаты пострадавшему от авиапроисшествия, если это предусмотрено законодательством страны перевозчика.

При этом согласно подп. 1 п. 3 ст. 1212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) на договоры перевозки не распространяются правила о разрешении коллизий, установленные п. 1 рассматриваемой статьи, а именно: правила, предусматривающие защиту потребителя императивными нормами страны его места жительства. Вместе с тем указанный принцип согласно п. 3 ст. 1212 ГК РФ не применяется, в частности, к соглашениям о туристическом обслуживании, предполагающим перевозку и размещение за единую цену.

Правом какого государства регулируется договор международной перевозки пассажира

Рассмотрим вопрос о применимом праве для регулирования договоров международной перевозки пассажиров на примерах судебной практики:

Итак, договоры международной перевозки регулируются значительным числом актов, среди которых особое место занимают международные конвенции, положения одной из которых (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов) применительно к договору международной перевозки были подробно рассмотрены в статье. Когда в спорных отношениях заключен договор международной перевозки, особое место занимают коллизионные нормы, позволяющие установить, право какой страны подлежит применению. Судебная практика РФ исходит из того, что отношения пассажира и иностранного авиаперевозчика, между которыми заключен договор международной перевозки, во многом регулируются правом страны перевозчика. При этом право на обращение в суд по месту нахождения истца, закрепленное российским законодательством о защите прав потребителей, признается.

Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом

Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом

[место заключения договора] [число, месяц, год]

[Полное наименование перевозчика], именуемое в дальнейшем “Перевозчик”, в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], с одной стороны и

[полное наименование грузоотправителя], именуемое в дальнейшем “Грузоотправитель”, в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], с другой стороны, а вместе именуемые “Стороны”, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Перевозчик обязуется за вознаграждение осуществить для Грузоотправителя перевозку груза в объеме, в сроки и по маршруту, указанным в международной товарно-транспортной накладной, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора.

1.2. Погрузка осуществляется силами и средствами [вписать нужное] и за счет [вписать нужное].

Читайте так же:  Страхование детей

1.3. Выгрузка осуществляется силами и средствами [вписать нужное] и за счет [вписать нужное].

1.4. На каждую партию груза составляется накладная в трех экземплярах, подписанных Грузоотправителем и Перевозчиком. Первый экземпляр накладной передается Грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у Перевозчика.

2. Права и обязанности Сторон

2.1. При принятии груза Перевозчик обязан проверить:

– точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

– внешнее состояние груза и его упаковки.

Если Перевозчик не имеет возможности проверить правильность записей, сделанных в накладной, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

2.2. Если по какой-либо причине выполнение настоящего договора является или становится невозможным до прибытия груза к предусмотренному месту доставки, Перевозчик обязан запросить инструкции у лица, имеющего право распоряжаться грузом согласно товарно-транспортной накладной.

2.3. Если обстоятельства позволяют выполнить перевозку в условиях, отличных от предусмотренных в накладной, и если Перевозчик не смог своевременно получить инструкции от лица, имеющего право распоряжаться грузом, он должен принять меры, которые представляются ему наиболее подходящими в интересах лица, имеющего право распоряжаться грузом.

2.4. Перевозчик имеет право на возмещение расходов, вызванных запросом инструкций или выполнением полученных инструкций, полученных от лица, имеющего право распоряжаться грузом.

2.5. Грузоотправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение Перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.

2.6. Грузоотправитель имеет право требовать проверки Перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Видео (кликните для воспроизведения).

2.7. Грузоотправитель имеет право распоряжаться грузом до момента, когда второй экземпляр накладной передан получателю, в частности, требовать от Перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной.

3. Цена договора и порядок расчетов

3.1. Стоимость услуг по настоящему договору составляет [сумма и валюта платежа].

3.2. Указанная сумма перечисляется безналичным путем на счет Перевозчика [указать в какой срок].

4. Ответственность Сторон

4.1. Перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.

Перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли не по его вине.

4.2. Перевозчик освобождается от ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:

1) с использованием открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было специально оговорено и указано в накладной;

2) с отсутствием или повреждением упаковки грузов;

3) с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза грузоотправителем или получателем, или лицами, действующими от их имени;

4) с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, обусловленных их природой, полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавлению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов;

5) с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;

6) с перевозкой животных.

На Перевозчике лежит бремя доказывания того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны указанными обстоятельствами.

4.3. В случае, когда Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.

Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или, за отсутствием таковой, на основании текущей рыночной цены, или же, при отсутствии и той и другой, на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Размер возмещения не может однако превышать 25 франков за килограмм недостающего веса брутто. Под франком подразумевается золотой франк весом 10/31 гр. золота 0,900 пробы.

Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и пропорционально размеру ущерба при частичной потере. Другие убытки возмещению не подлежат.

4.4. В случае просрочки с доставкой и, если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, Перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку.

4.5. Более значительное по размеру возмещение может быть потребовано с Перевозчика только в том случае, если была сделана декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза при доставке.

4.6. Грузоотправитель несет перед Перевозчиком ответственность за ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью документов и сведений, предоставленных им для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью Перевозчика.

Читайте так же:  Как выбрать лечащего врача

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до [вписать нужное].

5.2. Грузоотправитель вправе отказаться от исполнения настоящего договора при условии оплаты Перевозчику фактически понесенных им расходов на момент расторжения договора.

5.3. Перевозчик вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Грузоотправителю убытков.

5.4. При решении любых споров, вытекающих из настоящего договора, Стороны руководствуются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.)

5.5. К настоящему договору применяется право [указать страну применимого права].

5.6. Не урегулированные Сторонами споры передаются на рассмотрение в суд [указать страну, на территории которой он находится].

5.7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, – по одному для каждой из Сторон.

6. Реквизиты и подписи Сторон

[вписать нужное] [вписать нужное]

[Должность] [личная подпись] [Должность] [личная подпись]

Положения ЦМР, которые ограничивают ответственность перевоз­чика или переносят бремя доказывания на другую сторону, не при­меняются, если ущерб был вызван «злоумышленным поступком» перевозчика или произошел по вине, которая согласно применяемо­му судом закону приравнивается к злоумышленному поступку.

Принимая груз, получатель должен заявить оговорку о его несо­хранности немедленно, а если недостатки скрытые – в течение семи дней. Если получатель не сделает соответствующего заявления, дейст­вует презумпция, что груз был принят получателем в состоянии, опи­санном в накладной. Это означает, что бремя доказывания несохран­ности будет нести получатель. Письменная оговорка о просрочке в доставке груза, под страхом потери права на возмещение, должна быть сделана получателем в течение 21 дня со дня передачи груза получателю.

ЦМР регулирует также вопросы юрисдикции судов по рассмотрению любых споров сторон, возникающих по поводу перевозок в соответ­ствии с ЦМР. Иск к перевозчику может быть направлен:

а) в компе­тентный суд какого-либо государства-участника Конвенции, избран­ный по соглашению сторон;

б) в суд по месту жительства ответчика;

в) в суд по месту нахождения главной конторы (отделения, агентства) ответчика, при посредстве которых был заключен договор перевозки;

г) в суд по месту принятия груза к перевозке;

д) в суд по месту доставки груза.

Допускается арбитражное разбирательство по соглашению сторон при условии применения арбитражем положений ЦМР. Предъявление претензии (рекламации) прерывает срок исковой давности. Срок исковой давности составляет 1 год, а при наличии умысла – 3 года.

Для разрешения вопросов, не нашедших отражения в ЦМР, сле­дует обращаться к применимому национальному праву. Поскольку специальных коллизионных норм для перевозок автомобильным транспортом российское законодательство не содержит, российский суд руководствуется ст. 1210, 1211 ГК РФ: при отсутствии соглаше­ния сторон применяется право страны перевозчика.

В случае, когда применимым правом к договору перевозки ока­зывается право России, сначала применяются специальные акты транспортного законодательства, к каковым относятся Основные условия осуществления международных перевозок грузов советским автомобильным транспортом 1969 г., а также Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г., действующий в части, не противоречащей ГК РФ. Положения Основных условий юридически сохраняют силу, но поскольку они претендуют на регулирование тех же отношений, что и ЦМР, то должны применяться в части, не противоречащей правилам ЦМР (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК РФ). Что касается норм Закона «О государственном контроле за осуществле­нием международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», то они носят императивный характер и действуют независимо от применимого права. Закон имеет публично-правовую направленность, не «вторгается» в сферу дей­ствия ЦМР, и поэтому ситуаций противоречий между этими докумен­тами не возникает.

При пересечении границы возникает необходимость урегулирова­ния таможенных и прочих административных вопросов, решению которых посвящена Таможенная конвенция о международной пере­возке грузов с применением книжки МДП 1974 г. (Конвенция МДП). СССР (Россия) присоединился к Конвенции МДП в 1982 г. Книжка МДП 5 – это таможенный документ. Наличие у перевозчика книжки МДП означает, что перевозимые им грузы должны освобождаться от уплаты таможенных пошлин и сборов в промежуточных таможнях государств-участников, а также освобождаться от таможенного до­смотра (в исключительных случаях, при наличии подозрений тамо­женные органы все же вправе производить досмотр).

Книжка МДП выдается в стране отправления, она действительна до завершения перевозки. На каждое дорожное транспортное средство или контейнер составляется одна книжка. Книжка должна представ­ляться вместе с дорожным транспортным средством или контейне­рами в каждой таможне места отправления, в каждой промежуточной таможне и в каждой таможне места назначения. Книжки принима­ются к таможенному оформлению соответствующими таможнями, которые вносят в них необходимые сведения.

Конвенция предъявляет определенные требования к транспорт­ным средствам и контейнерам, прежде всего для того, чтобы не создавать возможностей для контрабанды: грузы с использованием книжки МДП должны перевозиться в запломбированных дорожных транспортных средствах и контейнерах. На транспортных средствах помещается табличка с надписью «TIR», что дает преимущество первоочередного таможенного оформления в соответствии с проце­дурой МДП.

В России книжки МДП выдаются Ассоциацией международных автомобиль­ных перевозчиков (АСМАП). Имеется также специальное Положе­ние о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, утвержденное Минтрансом РФ и ГТК РФ в 1999 г. В соответствии с этим Положением к лицам, желающим получить допуск к проце­дуре МДП, предъявляются определенные требования: наличие опыта осуществления международных автомобильных перевозок грузов не менее шести месяцев; устойчивое финансовое положение; отсутствие серьезных нарушений таможенного и налогового законодательства России; знание Конвенции МДП и практики ее применения.

Читайте так же:  Где заказать кадастровую выписку о земельном участке и как получить справку

Перевозка пассажиров и багажа

В рамках СНГ в 1997 г. заключена Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа. Конвенция рас­пространяется: 1) на перевозчиков государств-участников, выполня­ющих перевозку пассажиров и багажа в международном сообщении автобусами, независимо от страны их регистрации, и “имеет для них обязательную силу, а также 2) на перевозки пассажиров и их багажа автобусами, когда в договоре перевозки указано, что перевозка осу­ществляется по территориям не менее двух государств-участников и пункт отправления или пункт назначения находится на территории одного из государств-участников.

Перевозка пассажира оформляется билетом, а перевозка багажа – багажной квитанцией.

Конвенция регулирует порядок предъявления претензий и исков. Пассажир имеет право предъявить претензию перевозчику в течение семи дней со дня прибытия пассажира или багажа в пункт назначения. По всем спорным вопросам, возникающим в связи с перевозкой, пассажир имеет право в соответствии со ст. 20 Конвенции СНГ о пра­вовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. обратиться в: 1) суд государства, на тер­ритории которого произошло событие, повлекшее вред либо ущерб; 2) суд государства по месту юридического адреса перевозчика или пассажира; 3) суд государства места отправления или прибытия пассажира. Срок исковой давности в связи с причиненным здоровью пассажира вредом составляет три года, а в отношении полной или частичной утраты багажа – один год. Течение срока исковой давно­сти приостанавливается предъявлением перевозчику претензии.

Приложением к Конвенции являются Правила перевозок пасса­жиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств – участников СНГ.

Договор международной перевозки имеет особенности, которые заключаются в специфическом правовом регулировании, основаниях и пределах ответственности и др. Об основных моментах, касающихся соглашений такого рода, мы и расскажем в нашей статье.

Договор международной транспортировки и его особенности

Общего понятия договора международной перевозки, несмотря на многообразие международно-правовых источников, не существует. Практически невозможно его вывести и из существующих определений.

  1. В ст. 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31.03.1978, сказано, что договором о морском перемещении признается любое соглашение, по которому исполнитель за плату по морю доставляет груз из одного порта в другой.
  2. По ст. 1 конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа, заключенной в г. Афины 13.12.1974, такой сделкой является заключенный представителем перевозчика или им самим договор перевозки пассажира (либо пассажира и багажа).

Как видно, приведенные определения не отражают ни содержания, ни специфики международной транспортировки, а также относятся к отдельным подвидам перевозок.

Для отграничения договора международной перевозки от соглашения внутригосударственной транспортировки и иных соглашений можно использовать присущие ему черты:

  1. Регулирование в первую очередь международными источниками.
  2. Предмет сделки, которым является оказание услуги по перемещению объекта с помощью транспортных средств.
  3. Наличие иностранного элемента, который может быть выражен в субъектном составе (перевозчик и его контрагент являются гражданами разных стран) и/или маршруте следования (транспортировка осуществляется с пересечением государственной границы).
  4. Расширенный документооборот. Предусматривается оформление административным государственным органом актов пограничного, санитарного и иного контроля (например, разрешения на въезд гражданина в иностранное государство).
  5. Соблюдение правовых норм, регулирующих сделку, обеспечивается не силой государственного принуждения, а международно-правовыми гарантиями и т. д.

В ст. 15 Конституции России закреплен принцип приоритета международного нормативного регулирования над национальным, поэтому гл. 40 ГК «Перевозка», многочисленные специальные законы о перевозках отдельными видами транспорта и принятые в их дополнение подзаконные акты применяются в части, не урегулированной ратифицированными РФ конвенциями и подписанными договорами, среди которых:

  • Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенная в Варшаве 12.10.1929 (Варшавская конвенция);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенная в Женеве 19.05.1956;
  • Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года, заключенная в Афинах 13.12.1974 (Афинская конвенция);
  • Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 09.05.1980 (в соответствии с законом «О присоединении РФ к КОТИФ» от 17.07.2009 № 152-ФЗ, Россия присоединилась к документу несколькими замечаниями и заявлением).
Видео (кликните для воспроизведения).

По договору международной перевозки транспортировка осуществляется на основании 2 видов документов, применение которых зависит от вида транспорта:

Изображение - Договор международной перевозки 909847562412
Автор статьи: Артур Морозов

Добрый день! Меня зовут Артур. Я уже более 9 лет работаю юристом. Являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, всегда необходима консультация со специалистами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here